Выставка "Золотая кладовая. Сокровища древних степей" - это уникальная коллекция предметов сарматского периода, эпохи поздних кочевников и Золотой Орды.

Рис.1 Общий вид экспозиции.

Археологическая коллекция, представленная в экспозиции, скомплектована в Государственном бюджетном учреждении культуры «Волгоградский областной краеведческий музей» из раскопок, проводимых на территории Волгоградской области на протяжении столетия.

Изделия из драгоценных металлов во все времена играли особую роль в истории человеческого общества как объекты социального престижа и знаки высокого общественного положения. В этом же качестве они попадали и в погребения кочевников. Материал представленный на выставке дает возможность сделать выводы о развитии моды на ювелирные изделия, о культурных и экономических связях населения Волго-Донских степей.

Самые ранние массовые находки украшений из драгоценных металлов на территории Волгоградской области относятся периоду бытования индоиранских кочевых племен, известных нам под собирательным названием сарматы. Сарматские племена кочевали с IV века до нашей эры по IV век нашей эры в Евразийских степях и оставили множество захоронений под курганами, которые исследуют археологи в современности. Раскопанный курган у трубного завода в г. Волжском также относится к памятникам сарматского периода. Предметы из этого кургана являются жемчужиной экспозиции «Золотая кладовая».


Рис.2 Реконструкция погребения из одиночного кургана № 20

В ходе раскопок археологи «Волгоградского областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры» под руководством Шинкарь Ольги Анатольевны обнаружили погребения кочевников раннесарматского времени.

Обнаруженные при них престижные вещи характеризуют статус погребенных как вождеский. При них обнаружены эллинистическая серебряная посуда, бронзовые котлы, железные мечи в золотых обкладках ножен, колчанные наборы с железными стрелами, железные колчанные крючки, железный шлем, золотые поясные и портупейные пряжки, золотые гривны, браслеты, пара золотых ритонов (рогов), бронзовые зеркала с костяными и хрустальными ручками, большое количество разнообразных золотых бляшек, украшавших одежду, пояс и головные уборы, серебряная тарелка, глиняный кувшин. На серебряной посуде обнаружены многочисленные греческие надписи.

В погребальных памятниках древних кочевников Евразии обнаруживаются различные по типу изделия из драгоценных металлов: ювелирные украшения, посуда, оружие, украшения конского снаряжения.


Рис. 3 Ювелирные украшения сарматской знати


Рис.4 Мужское ожерелье

Многие из названых предметов были изготовлены специально для ритуального заклания и никогда не использовались в бытовых целях.

 
Рис.5 Парадные мечи, изготовленные для ритуального заклания.

В тоже время археологи находят в погребениях предметы ранних эпох, которые могли попасть в погребения кочевников как дипломатические дары или/и военные трофеи.

В коллекции Волгоградского краеведческого музея есть несколько сосудов, украшенных ручками в виде фигурок животных.

Обычай ношения драгоценной чаши на поясе у скифов упоминает Геродот, причем тесно связывает этот сюжет с легендой о происхождении этого народа. Не исключено, что подобный обычай существовал у сарматов.


Рис.6 Ручки от кубка в виде волков.


Рис.7 Кубок с ручкой в виде зайца.


Рис. 8 Кубок с ручкой в виде грифона.

Но объединяет все эти предметы то, что во все времена они играли особую роль в истории человеческого общества как объекты социального престижа и знаки высокого общественного положения. Такие находки характерны для погребений знатных воинов и богатых женских захоронений.

Для более глубокого погружения в историю Волгоградского региона на выставке представлены реалистичные манекены жрицы и вождя сарматского времени в одежде и вооружении соответствующих эпох. Их костюмы, украшения, снаряжение выполнены максимально реалистично.

Самый распространённый мужской сарматский костюм состоял из туники, штанов и короткого плаща, скрепленного фибулой на плече. На ряде изобразительных источников костюм сарматской знати был представлен туникой, с украшенными по краям манжет разными типами пронизок и бляшек. Костюм чаще всего был выполнен из шерстяной ткани, тонкой кожи, конопляного полотна.

 
Рис.9 Сарматский воин на коне

Основой женского костюма сарматских племен являлось широкое длинное платье. По горловине, рукавам, иногда и подолу такое платье декорировалось бисером, бусинами или нашивными бляшками из драгоценного метала. Текстильные диадемы сарматских женщин украшались золотыми бляшками. Дополнялся головной убор коротким головным покрывалом. Обязательным было наличие украшений, которые являлись еще и амулетами.


Рис.10 Сарматская жрица

Начало эпохи средневековья в восточно-европейских степях, в том числе и на территории нашего края, начинается с установления здесь господства новых народов, значительно отличающихся от населения раннего железного века как по происхождению, так и в культурном и языковом отношениях. Эти народы в большинстве своем были тюркского происхождения, их предки обитали в глубинных районах Центральной Азии. Сарматы утрачивают здесь свое лидирующее положение, на смену им приходят гунны, хазары, печенеги, огузы, половцы. Эти народы, так же, как и сарматы, вели кочевой образ жизни, и Нижнее Поволжье входило в зону их кочевий.

В середине IX в. огузы заняли южнорусские степи. В Волгоградской области огузские погребальные памятники концентрируются на левом берегу р. Волга – в Заволжье. Огузские захоронения отличаются деревянными перекрытиями могил, погребением шкуры лошади, наличием среди погребального инвентаря богатых поясных и уздечных наборов.


Рис.11 Деталь украшения конской узды.

Также ученые выделили предметы этнографического характера, свойственные огузам. К таковым были отнесены копоушки с ажурным щитком, птицевидные нашивки и привески, свинцовые пряслица в женских и детских погребениях, уздечные наборы, представляющие собой разнообразные накладки из цветных металлов, и миндалевидные решмы, поясные наборы и височные серьги.


Рис. 12 Височная подвеска

Для поясных и уздечных накладок из цветных металлов (чаще всего использовалась бронза и серебро) характерна растительная и геометрическая орнаментация.


Рис. 13 Украшения женских сапог

Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья. На протяжении полутора веков она играла ведущую роль в жизни целого ряда народов, оказала заметное влияние на общий ход исторического развития многих государств Евразии.

Большую часть населения Золотой Орды всегда составляли кочевники. Именно кочевники были основной силой монгольской армии. В силу подвижного образа жизни они не оставили после себя никаких городов или поселений, поэтому археологическое изучение их истории и культуры основывается, главным образом, на материалах курганных могильников.

«Эпохальными» маркерами поздних кочевников Нижнего Поволжья золотоордынского времени являются следующие типы вещей: серьги в виде знака вопроса, браслеты и прочие украшения.


Рис. 14 Женские украшения золотоордынского времени.

Период расцвета этого государства приходится на время правления хана Узбека (1313-1342 гг.). Самым знаковым событием его правления стало принятие ислама как официальной религии в Золотой Орде. Его тридцатилетнее правление стало временем расцвета золотоордынского государства, политической стабильности и экономического процветания. Правительство Узбека уделяло большое внимание строительству новых городов в Нижнем Поволжье, развитию ремесел, торговли, денежного обращения. Через золотоордынские земли проходил Великий шелковый путь – единственная нить караванной торговли, соединявшей Европу с Индией и Китаем.

Предметы воинского вооружения дошли до нас из погребений воинов-кочевников. В некоторых мужских захоронениях встречены предметы защитного вооружения. Целые панцири или кольчуги в средние века ценились очень высоко, и стоили очень дорого, поэтому в могилы их клали редко. Обычно в погребения помещали лишь небольшие обрывки кольчуг или несколько железных прямоугольных панцирных пластин с заклепками по краям, которые служили символами того, что погребенный был знатным или выдающимся воином. Из предметов наступательного вооружения характерны слабо искривленные сабли. Самым популярным оружием в кочевой среде был небольшой составной лук и стрелы.
Стрелы носили в колчанах. Большинство колчанов сшито из бересты. Особый интерес представляют колчаны с богато орнаментированными костяными накладками. Углубления гравированных линий заполнялись специальными красками черного, красного и зеленого цвета. Цветовое решение этих накладок восстанавливалось исследователями по остаткам крупиц краски в углублениях рельефного орнамента.
На одних колчанах накладки украшены только геометрическими и растительными орнаментами, на других, кроме геометрических и растительных элементов представлены изображения ланей, оленей с ветвистыми рогами, драконов, людей в остроконечных головных уборах, сцены терзания хищником травоядного животного. Сложная система декорирования костяных колчанных накладок имела особый магический смысл. Эти изображения отражали представления монголов о трех мирах – верхнем, среднем и нижнем, как в христианстве Рай, Земная жизнь и Ад. Некоторые сюжеты отражали какие-то древние мифы кочевых народов: олени со спутанными ногами, по всей видимости, представляли собой жертвенных животных.

В 60-е гг. XIV в. в Золотой Орде началась гражданская война. Это время характеризуется частой сменой ханов и распадом государства на ряд суверенных владений.

В начале XV в. Золотая Орда окончательно распалась на целый ряд самостоятельных государств: Казанское ханство, Касимовское ханство, Астраханское ханство, Крымское ханство и Большую Волжскую Орду. Со временем эти земли вошли в состав Российского государства и Российской империи.

Музейные раритеты выставки демонстрируют высокий уровень искусства древних мастеров, подтверждают культурные и экономические связи населения Волго-Донских степей, отображают богатейшую историю Волгоградского региона.