Виртуальная экскурсия "Удивительный мир звуков"
На выставке "Удивительный мир звуков" показано более 100 уникальных музыкальных инструментов из коллекции Евгения Николаевича Пушкина (1904-1989) – ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного работника культуры РСФСР, реставратора и коллекционера.

Представлены клавишные, духовые, струнные инструменты, различные гармоники XIX-XX вв. Евгений Николаевич начинал   собирать свою коллекцию еще до Великой Отечественной войны, реставрировал и бережно хранил более 200 экспонатов, многие из которых являются настоящими раритетами.

Интересно, что сам Евгений Николаевич не имел  музыкального образования, но музыка словно была у него в крови. Он обладал удивительным даром — легко подбирал мелодии на слух, мастерски собирал из отдельных деталей и ремонтировал старинные музыкальные инструменты, названий которых порой даже не знал.

Пушкин Евгений Николаевич родился 20 марта 1904 года, в Саратовской губернии, недалеко от города Балашов в селе Родничок. В семье было пятеро детей, он был вторым. Способности к музыке у Евгения Николаевича в семье заметили, когда ему было лет семь – в гости приехал дядя и привёз гармошку. Буквально за несколько часов Евгений научился на ней играть. Дядя гармошку ему подарил, а в семье интерес сына к музыке поддержали. Вскоре в доме появилась балалайка, домбра, а чуть позже – гитара.

Первую коллекцию музыкальных инструментов Пушкин собрал уже в Сталинграде, куда его семья переехала в 1934 г.Перед началом Великой Отечественной войны коллекция Пушкина насчитывала уже порядка 30 музыкальных инструментов.

Но в 1941 году началась война, и в августе 41-го Евгений Николаевич ушел на фронт. Вернулся домой он только в декабре  1945-го.  В период Сталинградской битвы   из довоенной коллекции  смогли спасти только уникальный итальянский баян, невероятно красивый внешне, совершенно необычной конструкции. Он стал одним из первых музыкальных инструментов, который семье удалось приобрести для коллекции. Сам инструмент был сделан в городе Кремона, а выкупить его удалось в 1924 году у водителя, который привёз его из Италии.

Чаще всего Пушкин Е.Н. не покупал новые инструменты, реставрировал и   давал новую жизнь старым и необычным.   К 1984 году коллекция насчитывала более 240 уникальных музыкальных инструментов, в том числе: фисгармонии, гавиоли, ножные басы, органолы, цитры, мандолины, гусли, бандонеоны, концертины, гармоники и др.

 В 1986-м году Е.Н. Пушкин подарил свою ценнейшую коллекцию городу Волгограду, в которой представлены следующие интересные музыкальные инструменты:

           

 
Баян. «Savoia Giorgio Figli Cremona». Италия. 20-е г. ХХ в.

 
Ногофон – ножная басовая гармоника. Харьков. Д. А. Пащенко (преемник С.Ф. Монастырский).    Нач. XX в.

Ногофон - это ножная басовая гармоника. На ногофоне играют особенно низкие ноты, что придает музыке наполненность. Его применение можно сравнить с применением басовой балалайки в ансамбле народных инструментов, или бас-гитары в гитарном ансамбле. Смысл ногофона в том, что один человек, подыгрывая себе ногофоном, может играть как целый ансамбль.

Внутри ногофон устроен точно так же, как и все гармошки - звук в нем извлекается с помощью металлических язычков, колеблющихся в потоке воздуха. В настоящее время в России существует всего три ногофона, один в музее русской гармоники А. Мирека, другой в Волгоградском областном краеведческом музее, третий, сделанный недавно по старинным чертежам тульскими мастерами, находится у одного из российских гармонистов.

 
Ксилофон. РСФСР. 1950–60 гг. ХХ в.

    Ксилофо́н (от греч. ξύλον (ксило) — дерево + φωνή (фон) — звук) — музыкальный инструмент, ударный идиофон. Инструмент состоит из брусков разной длины, закреплённых на основании, в которое встроены резонаторы. У каждого бруска фиксированная высота звучания. Звук извлекают с помощью деревянных палочек, имеющих шарообразные наконечники, либо специальными молоточками. Тембр ксилофона на форте — щёлкающий, резкий, на пиано — булькающий, мягкий. Виртуозность инструмента позволяет извлекать пассажи, трели, тремоло, быстрые фигурации. Диапазон ксилофона может быть от 11⁄2 до 31⁄2 октав.

Ксилофоном называют как инструмент, в основе которого лежат бруски из дерева, так и тип инструментов, принцип игры на которых заключается в извлечении звука с помощью палочек из ряда брусков.

 
Бандонеон. Германия. 1-ая пол. ХХ в.

Бандонеон — духовой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Назван так по имени его изобретателя — Генриха Банда.

Поначалу бандонеон использовался для исполнения духовной музыки в храмах в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.

Звук в бандонеоне издают колебания металлических язычков, когда воздух, нагнетаемый мехами, во время игры проходит сквозь щели в металлических пластинах. Что интересно — на вдохе мехов и на выдохе одна и та же кнопка бандонеона может играть разные ноты. Кроме того, качество звука можно сделать разным, добавляя в игру колено ноги, на которую кладется бандонеон во время игры. Именно поэтому научиться играть на бандонеоне необычайно сложно.


Аккордеон «Красный партизан».  Ленинград. 1950–60  гг. ХХ в.

Аккордеон имеет очень интересную историю, он появился далеко не сразу, к его появлению история музыки прошла через изобретения ручных и губных гармоник. Само  название «аккордеон» (по-французски «accordeon») означает «ручная гармоника». Так назвал его в 1829 году в Вене мастер Кирилл Демиан, когда изготовил вместе с сыновьями Гвидо и Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке. 6 мая 1829 года он подает заявку на инструмент, названный им аккордеоном.  Аккордеон   имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой. С той поры все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, стали называться во многих странах аккордеонами. В русской традиции аккордеоном принято считать инструмент с фортепианной клавиатурой в правой руке.   

 
Балалайка-прима. Ленинград. 1959 г.


Балалайка-бас. Ленинград. 1963 г.

Балалайка – русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент. Балалайка – самый молодой из всех струнных народных инструментов. Гуслям около полутора тысяч лет, а балалайке нет и трехсот. Ближайшим родственником балалайки была домра. Но новая форма кузова, иные приемы игры, изменили характер звука. Он стал отрывистым, звонким, легким, задорным, веселым. Балалайка стала любимым инструментом простого народа. Но этот инструмент долго оставался, презираем музыкантами. И только благодаря В.В. Андрееву, балалайка появилась в светских салонах. Андреев создал целое семейство балалаек: дискант, пикколо, прима, тенор, альт, бас и контрабас. 

 
Флексатон. РСФСР. Середина XX в.

      Появление такого ударного музыкального инструмента, как флексатон, приходится на 20-е годы XX столетия. Инструмент является членом семейства самозвучащих инструментов. В нём преобладает чистый звук металла.Флексатон по праву можно назвать «серым кардиналом» в мире музыки. Этот маленький ударный инструмент мало кому знаком, при этом довольно часто используется в таких музыкальных жанрах, как  джаз, классическая музыка, эстрадная музыка.Этот совсем маленький перкуссионный инструмент, на вид больше напоминающий ложку для обуви, скрещенную с антистресс-маятником, был запатентован в США в 1924 году под названием Flex-a-tone.

Играя на нем, музыкант встряхивает устройство дрожащими движениями, в результате чего деревянные колотушки ударяют по краям гибкого металлического листа. Тон издаваемого звука повышается или понижается путем давления большого пальца на пластину.

 
Фисгармония. «Gaviоli J. H. Zimmerman St. Petersburg. Mockow». 2-ая пол. XIX в.


Фисгармония. «Paris Mustel». Франция. 2-ая пол. XIX в.

Фисгармония имеет внешнее сходство с пианино, однако схожи у них только корпусы, суть остается индивидуальной, и относятся эти инструменты к разным семействам.

История фисгармонии насчитывает столетия. Создателем инструмента считается француз Габриэль Йозеф Гренье, сконструировавший в 1810 году орган, в котором применены колеблющиеся металлические язычки, использовавшиеся в традиционных китайских музыкальных инструментах.

Принцип звукоизвлечения, основанный на колебании металлического язычка, был известен в широком кругу музыкантов и музыкальных мастеров ряда стран, и многие из них изготовляли подобные инструменты, давая им свои названия.

Результатом многих творческих поисков было изобретение в 1818 году венским мастером Антоном Хёккелем новой модели, названной им фисгармонией и получившей широкую известность во многих странах. Однако патент на фисгармонию был получен французским музыкальным мастером Александром Дёбеном в 1848 году.

 
Цитра с грифом «J. C. Schmidt». Германия. К. XIX в.


Цитра. «Rauner Zither». Германия. К. XIX в.

Считается, что родоначальником современных разновидностей цитры стал музыкальный инструмент под названием «шайтхольц» (Scheitholz), что в дословном переводе с немецкого означает «полено». Он был распространён среди простолюдинов в германоязычных сельских местностях ещё со Средневековья. Шайтхольц был причислен высшим обществом к «презренным» музыкальным инструментам, как и некоторые другие, изобретённые умельцами из простого народа (например, волынка).

Со временем формы и устройство инструмента-родоначальника совершенствовались и название «цитра» он получил во второй половине XVIII столетия, когда его корпус стал выполняться из клеёного дерева в виде пустотелой плоской коробки различной конфигурации. Но инструмент так и оставался преимущественно в среде сельских музыкантов.

И только с начала XIX века началось его общенародное распространение, в том числе в городах, особенно в Германии и Австрии. Правда, тогда цитра использовалась для исполнения только увеселительной музыки.  Сформировались два вида городских цитр. Инструменты с грушевидным корпусом получили название «миттенвальдских», с односторонне выгнутым — «зальцбургских».

 
Мандолина. «Fratelli g. Casella Catania». Италия. 1-ая пол. ХХ в.

Это небольшой струнный танбуровидный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. Однако она имеет менее длинный гриф и меньшее количество струн: обычно четыре сдвоенных, хотя можно встретить с десятью или даже с двенадцатью.

Для многих мандолина с характерным для нее тремоло ассоциируется с итальянскими народными мелодиями. Это неудивительно, так как инструмент в том виде, который существует сегодня, появился именно в Италии в конце XVIII века, его прообразом послужили итальянская сопрановая лютня конца XVII века, а еще раньше – танбур.

Форма у мандолины – миндалевидная, поэтому первые большие инструменты такого вида так и назывались «мандолы» (по-итальянски – миндаль). А мандолина – это уже более привычный нам мини-вариант.

Само слово слова мандолина  итальянского происхождения. Но вообще танбур – излюбленный инструмент средневековых бродячих музыкантов, поэтому до того, как осесть в Италии, предки мандолины покочевали по Европе. Подобные струнные известны у разных народов. Можно вспомнить русскую домру, американское банджо, казахскую домбру, турецкий тар…

Мандолины, похожие на современные, стали популярны в эпоху барокко. В XVI–XVII вв. Венецианская республика была одним из центров развития музыкального искусства и культуры, и там же создавались первые мандолины.На мандолинах играли в театрах и церквях, на знаменитом Венецианском карнавале. Ее начали вводить в свои произведения известные композиторы,  (например,Вивальди- концерт для мандолины с оркестром

 
Банджо. РСФСР. 1963–1964 гг.

Банджо представляет собой струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинного грифа, на котором могут быть установлены от четырех до десяти струн. Банджо в некоторых странах Африки считается священным инструментом, прикасаться к которому могут только высшие жрецы или правители.

Банджо завезли в Америку мореплаватели из Западной Африки примерно в 1600 году. Родственником банджо можно считать мандолину, хотя исследователи называют  около 60 различных инструментов, которые схожи с банджо и могут быть его предшественниками.

Первое упоминание о банджо встречается у английского врача Ганса Слоуна в 1687. Он увидел инструмент на Ямайке у африканских рабов. Их инструменты были сделаны из высушенной тыквы, затянутой сверху кожей.

В начале 19 века в США банджо серьезно конкурировало по популярности со скрипкой в афроамериканской музыке, затем привлекло внимание и белых профессиональных музыкантов, среди которых Джоэл Уокер Суини, который в 1830 годах популяризировал банджо и вывел его на сцену. Своему внешнему преображению банджо также обязано Д. Суини: он заменил тыквенный корпус барабанным, шейку грифа разграничил ладами и оставил пять струн: четыре длинные и одну короткую.

 
Домра-пикколо. Ленинград. 50–70 гг. ХХ в.


Домра-бас. РСФСР 50–60гг. ХХ в.

Домра - русский музыкальный струнный щипковый инструмент. О его происхождении известно не так много. Сведения о домре в России сохранились только в старинных записях и в лубочных картинках. Люди, игравшие на домрах, назывались домрачеями. Некоторые историки полагают, что предок домры - это древнейший инструмент танбур. Выглядел он совсем не так, как домра, но, тем не менее, имел корпус, гриф, струны и выточенный из рыбной кости медиатор. Именно с домрой бродили по земле Русской скоморохи лет 500 тому назад. В XVII веке для домры наступили тяжёлые времена. По свидетельству немецкого путешественника Адама Олеария, Патриарх Иосав I запретил русским инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах и, однажды, пять телег полных ими были отправлены за Москву-реку и там сожжены.

Трудно сказать, на чём играли народные музыканты в период с середины XVII века, потому что только в ХVIII веке появилась балалайка. А в конце XIX века замечательный русский музыкант-исследователь В.В.Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Именно по его указаниям было создано семейство домр разных размеров- пикколо, малая, альт, бас и контрабас

 
Гусли звончатые. Волгоград. 1975 г.

Гусли — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, в общем виде представляющий собой резонаторный корпус с натянутыми над ним 5—20 струнами, образующими диатонический звукоряд. Относятся к семейству цитр, гусли с игровым окном — к лирам.

 
Гармоника саратовская. Саратов. Середина ХХ в.


Гармоника хромка. «Soberano». Италия. 1-ая пол. ХХ в.


Гармоника двухрядная. «Savoy». Италия. 1-ая пол. ХХ в.

                        Гармоника   и  гармонь

     Гармонь — исконно русское название музыкального инструмента, во всех остальных странах используется общее название для таких инструментов — гармоника, и в каждой есть свой подобный, но особенный народный инструмент. Гармонь самый маленький из русских инструментов, в ряду которых еще аккордеон и баян.

Точно никто не может сказать, какую дату можно считать днем рождения инструмента, и тем более, какую страну считать родоначальником. Есть версии, что это и Германия, и Англия, и Россия. Есть даже версия, что прообразом гармони является древний китайский инструмент — шэн, которому более 5000 лет. Точно известно, что в 1830 году оружейник Иван Сизов купил на Нижегородской ярмарке иностранную гармонь и по ее подобию собрал свой инструмент. А промышленник Тимофей Воронцов в середине XIX века открыл серийное производство в Тульской губернии. Инструмент пришелся всем настолько по душе, что по всей Российской империи в разных губерниях можно было найти более 50 различных видов гармоней. Это был очень дорогой инструмент, который чаще всего использовался на свадьбах. А в дальнейшем ни один праздник не обходился без гармониста, будь то посиделки узкой компанией, семейный праздник или народные гуляния всем селом. В любой гармони возможна игра только в определенной тональности: мажорной или минорной. По конструкции они относятся к духовым язычковым инструментам, бывают однорядные, двухрядные и трехрядные. Знаменита саратовская гармонь, в конструкцию которой включены колокольчики.

 
Концертино. Германия. Середина ХХ в.

Концертино (англ. concertina) — язычковый пневматический музыкальный инструмент — гармоника с хроматическим звукорядом без готовых аккордов. Изобретена в первой четверти XIX века (патент Чарльза Уитстона, Лондон, 1829). Размер концертины-примы, самого распространённого вида концертины, 150−180 мм (по наибольшей диагонали). . Он не имеет клавиш, вместо них у инструмента есть кнопки, которые располагаются на двух деках. Выглядит данный музыкальный инструмент как мини-версия баяна. Сам он обладает шестью гранями, а его язычки располагаются по краям корпуса. На нём же имеются и ремни, которые делают игру на инструменте более удобной.

Концертино распространена, главным образом, в Англии, где используется в народных школах для преподавания пения, в церкви — вместо органа, в струнном оркестре заменяет духовые инструменты.