Виртуальная экскурсия «Портреты лидеров воюющих стран в фалеристике, нумизматике и периодической печати»

к 110-летию начала Первой мировой (Великой) войны

Цель выставки – показать, как идея политической идентичности нашла отражение в фалеристике, нумизматике и изобразительном искусстве воюющих стран в начальный период конфликта.

Первая мировая война – один из крупнейших вооруженных конфликтов в истории. Современниками и потомками она названа Великой войной. Она продолжалась почти четыре года, с 1914 по 1918 гг. Война, развернувшаяся как в Европе, так и за ее пределами, стала самой кровопролитной за всю предшествующую историю.

В начале XX в. мир жил в «прекрасную эпоху», характеризующуюся прорывом в развитии науки и техники, выдающимися достижениями в области культуры и искусства, улучшением уровня жизни людей. Люди в Европе наслаждались мирной и спокойной жизнью. Но в то же время среди ведущих мировых держав сложилась запутанная система противоречий и соперничества, основанная на желании осуществить переустройство колониальных владений. Международная обстановка в Европе особенно накалилась после формирования двух противостоящих военно-политических блоков – Тройственного Союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанты (Великобритания, Франция, Россия). Рост экономики и международная обстановка подстегивали развитие военно-промышленного комплекса: оружие и боеприпасы, военная техника производились в больших количествах, что внушало представление о силе армии. Первые искры грядущей войны вспыхнули на Балканах, где к политическим противоречиям добавлялись еще национальные.

Выстрелы в Сараево привели к тому, что в войну оказались втянуты все крупнейшие европейские державы. Военное безумие охватило общество. Австрийцы, сербы, русские, немцы, французы, англичане, итальянцы, турки, даже жители колоний – все массово приветствовали войну. Считалось, что военная кампания будет скоротечной и закончится до зимних холодов. Вчерашние мальчишки, знавшие о войне лишь из книг и по картинам, с песнями и радостными криками, в переполненных эшелонах отправлялись на бойню. Лидеры великих европейских держав, посылая свои нации на войну, вряд ли задумывались, что война затянется почти на четыре года и обернется множеством страданий для их народов, а для некоторых из них – потерей трона и крушением империй. Война оказалась неизбежной, и ни международные дипломатические механизмы, ни достижения мировой культуры, ни родственные связи между монархами не смогли остановить или предотвратить ее.

Понятие политической идентичности играло важную роль в идеологии всех воюющих стран в период Великой войны. Во всех странах-участницах активно культивировались идеи справедливой войны, верности союзническому долгу, ненависти к врагу. Отношение к другим нациям укладывалось в парадигму «свой – чужой». Решению этих задач отвечали государственные символы, к которым можно отнести портреты глав государств – королей, императоров, президентов. Проблема консолидации политической идентичности нашла отражение в фалеристике военного периода.

В Волгоградском областном краеведческом музее хранится коллекция фалеристики. Одним из наиболее интересных раритетов, относящихся к периоду войны 1914 – 1918 гг., является памятный жетон «В память Великой войны». Он выполнен из бронзы и датируется 1915 г. Жетон интересен тем, что на аверсе изображены лидеры стран – союзниц России по Антанте: президента Французской республики Раймона Пуанкаре, короля Соединенного королевства Великобритании и Ирландии Георга V, короля Италии Виктора Эммануила III, короля Сербии Петра I, короля Черногории Николы I и короля Бельгии Альберта I. Надпись: «В память Великой войны». На реверсе – крупный портрет императора Российской империи Николая II.

Антанта, или «Сердечное согласие» – один из противоборствующих военно-политических блоков, состояла из России, Франции и Великобритании. Союз сложился к 1907 г. Балканские страны и Бельгия оказались вовлечены в конфликт уже с первых дней войны. Италия, хотя и входила в Тройственный союз, сохраняла нейтралитет. Лишь в 1915 г. она решилась присоединиться к войне на стороне Союзников.

На жетоны не было государственной монополии, и их могли отливать частные мастерские. Большинство жетонов отлито в Москве, на фабрике Д.Л. Кучкина. Жетоны «В память Великой войны» отличались немалым разнообразием по форме и по содержанию. Их дизайн менялся с течением времени.

Начало формированию Антанты положило заключение русско-французского союза. Жетон «В память визита президента Франции Раймона Пуанкаре в Россию» отлит из бронзы и датируется 1914 г. Президент Франции Раймон Пуанкаре посетил с официальным визитом Российскую империю в июле 1914 г. – практически накануне войны. Состав делегации был весьма представительным: кроме президента в нее входили премьер-министр и министр иностранных дел Р. Вивиани, другие крупные политики и чиновники Французской Республики. Обширная протокольная программа, изобиловавшая пышными мероприятиями, была призвана подчеркнуть тесные дружественные отношения.

В то же время, уже становилось ясно, что войны не избежать. Во-первых, французская делегация прибыла морем, избегая пересечения территории Германии, на кораблях военной эскадры. Во-вторых, Р. Пуанкаре был сторонником жесткой политики в отношении Германии. Основной миссией президента было поддержание прочности русско-французского союза. Хотя никакого итогового документа принято не было, очевидно, что темой переговоров французского президента и русского императора была надвигающаяся война.

Другим интересным жетоном, посвященном союзной России стране, является жетон «В единении сила» («L` union Fait la Force»). Жетон выпущен Российским обществом нумизматов в 1914 г. Изготовлен из бронзы в мастерской А.Ф. Жакара. На аверсе сидящего геральдического бельгийского льва, который передними лапами прижимает к земле германское знамя. Слева от льва на щите гравированная надпись на французском языке «L` union Fait la Force». На реверсе надпись: «Геройскому и благородному бельгийскому народу дань и восхищение русских людей 1914 г.»

Утром 4 августа 1914 г. с нападения Германии на Бельгию фактически началась Первая мировая война. Планом Шлиффена предполагал обход хорошо укрепленной франко-германской границы путем вторжения в Бельгию. Обладая 10-кратным превосходством, немецкие войска взломали оборону и двинулись вглубь страны, обходя либо блокируя хорошо укреплённые бельгийские крепости. 16 августа пала крепость Льеж, 20 августа пал Брюссель. Король Альберт I с последними сохраняющими боеспособность частями продолжал оборонять укрепленный Антверпен до 9 октября. Несмотря на фактор внезапности, вторжение немцев в Бельгию не застало Францию врасплох, и французские войска были быстро переброшены на территорию Бельгии. К концу 1914 г. почти вся Бельгия была оккупирована Германией. Только небольшой кусочек Западной Фландрии с городом Ипр удерживался национальной армией при поддержке англо-французских сил. Тот факт, что бельгийская армия продолжает сопротивление, несмотря на нехватку боеприпасов, находил поддержку в обществах стран союзников, в том числе в России. Линия фронта на этом участке серьезно не менялась почти до самого конца войны.

Портрет короля Великобритании можно увидеть на монете Британской Индии. На стороне метрополии в составе армии Его Величества сражались и представители доминионов: индийцы, канадцы, австралийцы, новозеландцы, южноафриканцы.

Портреты правителей Центральных держав также чеканились на памятных жетонах и монетах. В коллекции имеется медаль Австро-Венгерской империи «За военные заслуги». На аверсе надпись: «Франц Иосиф I, Б.М. император Австрии, король Богемии и проч., апост. король Венгрии». и стилизованный портрет Франца Иосифа в профиль. На реверсе надпись «Signum laudis» в окружении венка. Медаль учреждена в 1890 г. В период Великой войны ей награждались за подвиги и смелость в ходе боевых действий. Носили медаль на красной ленте с белыми полосками. Существовала также серебряная версия данной медали, которая была выше по старшинству. В 1917 г. был отчеканен новый вариант медали, уже с профилем императора Карла I.

Правление Франца Иосифа продолжалось 68 лет и стало одним из самых долгих в мировой истории. Франц Иосиф слыл уравновешенным монархом и умелым администратором. Император был известным консерватором, себя он называл «последний монарх старой школы».

Портрет монарха Германии можно увидеть на монете 1914 г. Это Вильгельм II, император Германской империи. Кайзер Вильгельм выступал за усиление армии и флота, настаивал на том, что Германия должна бросить вызов колониальному господству Великобритании и Франции. Его воинственность сыграла важную роль в нагнетании враждебной обстановки в Европе.

Портреты правителей воюющих стран можно найти на страницах журнала «Великая война в образах и картинах», выходившего в России с 1914 по 1917 гг. Журнал содержат воззвания, манифесты, очерки, описывающие события на фронте, госпиталях, тылу, дневник войны. Особую ценность представляют фотографии десятков русских и европейских фотокорреспондентов. Авторами издания являлись действующие на тот момент военачальники, прошедшие войну, историки и корреспонденты того времени.

Вот так предметы фалеристики и нумизматики, а также периодической печати запечатлели портреты лидеров стран Союзников и Центральных держав. Большинство из этих экспонатов входят в коллекцию, некогда собранную и переданную в фонды музея нашим земляком Павлом Степановичем Гайворонским, участником Первой мировой войны.

Особенностью Великой войны было то, что ее боевые операции сопровождались огромным напряжением сил, колоссальными жертвами и разрушениями, но, несмотря на это, их стратегическое значение часто оказывалось минимальным. Война стала самой кровопролитной за всю предшествующую историю: боевые действия, голод и болезни унесли жизни около 10 млн солдат и более 5 млн мирных жителей. 20 млн были ранены. Те, кто остался жив, потеряли молодость и здоровье. Их назвали «потерянным поколением». Одним из основных следствий войны стали распад четырех империй и создание новых национальных государств.

Великая война со всеми ее ужасами воспринималась современниками как «последняя война, которая должна покончить со всеми войнами». Однако, заключенный в Версале в 1919 г. мир оказался лишь перемирием. Вспыхнувшая через 20 лет Вторая мировая война стала продолжением Первой, еще более разрушительной и кровопролитной.


Жетон «В память Великой войны» с изображением глав государств стран – союзниц по Антанте (аверс) и портретом русского императора Николая II (реверс). Россия. 1915 г.

 
Жетон «В память визита президента Франции Раймона Пуанкаре в Россию» с портретом президента Франции Р. Пуанкаре (аверс) и императора России Николая II (реверс). Россия. 1914 г.


Жетон «В единении сила. Геройскому и благородному бельгийскому народу дань и восхищение русских людей». Россия. 1914 г. (аверс – реверс)


Монета 1 рупия с портретом Георга V. Британская Индия. 1915 г. (аверс – реверс)




Портреты Р. Пуанкаре, президента Французской республики, и Георга V, короля Соединенного королевства Великобритании и Ирландии, из журнала «Великая война в образах и картинах». Под редакцией Ив. Лазаревского. Москва, 1914 г.


Портреты Петра I, короля Сербии, Альберта I, короля Бельгии, Ёсихито, императора Японии, Николы I, короля Черногории, из журнала «Великая война в образах и картинах». Под редакцией Ив. Лазаревского. Москва, 1914 г.


Виктор Эммануил III, король Италии.


Медаль «За военные заслуги» («Signum laudis») с портретом императора Франца Иосифа. Австро-Венгрия. Начало XX в. (аверс – реверс)


Монета 3 марки с портретом императора Вильгельма II. Германская империя. 1914 г. (аверс – реверс)


Портрет Вильгельма II, императора Германской империи, из журнала «Великая война в образах и картинах». Под редакцией Ив. Лазаревского. Москва, 1914 г.