Виртуальная экскурсия по выставке

«Это земля твоя и моя»

        Нижневолжский регион и территория Волгоградской области являются зонами компактного расселения представителей разных народов, нескольких крупных и множества мелких этнических групп и диаспор. Помимо русских здесь проживают украинцы, казахи, поволжские немцы, астраханские татары, поволжские татары, калмыки, чеченцы, корейцы, азербайджанцы и др. Русское промысловое, а затем и земледельческое население складывается здесь не ранее XVII в.; украинцы появляются ‑ в XVII-XVIII вв., калмыки ‑ с XVII в. Со второй половины XVIII в. начинается немецкая эмиграция. В XIX в. мигрируют в наши края казахи, казанские татары и мишари, отдельные группы мордвы и чувашей. Всего через век после разгрома Золотой Орды Дикое Поле стали заселять русские люди. Основание Царицына стало началом освоения региона Московским государством. Торговый путь по Волге, волго-донская переволока были взяты под охрану. Граница страны скоро отодвинулась к югу и востоку. В XVII веке неподалеку от города поселились калмыки, а в XVIII веке к югу от Царицына выросла Сарепта - поселение немецких миссионеров - моравских братьев, или гернгутеров. Таким образом, в окрестностях Царицына можно было встретить православных и протестантов, мусульман и буддистов. Волгоградская область в настоящее время является многонациональным государственно-территориальным образованием. Данное обстоятельство, безусловно, влияет на состояние межнациональных отношений в регионе. Благодаря глубоким историческим корням в регионе сложились традиции взаимодействия и взаимопонимания народов, уважительного отношения друг к другу представителей разных национальностей. Этносоциальная ситуация в Волгоградской области стабильная. Согласно официальным итогам последней Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Волгоградской области проживают представители более 130 национальностей. На территории области действует 62 национальных общественных объединения по данным комитета по делам национальностей и казачества Администрации Волгоградской области. Это русские, татары, немцы, украинцы, армяне, евреи, калмыки, казахи, таджики, народы Дагестана, грузины, азербайджанцы, корейцы. В таком порядке и шло заселение и освоение нашего края согласно переписи населения Российской империи 1897 г.

     На нашей выставке представлен   этнографический, вещевой и документальный материал самых многочисленных национальностей нашего региона. Большую часть экспонатов предоставили национальные общественные объединения - костюмы, музыкальные инструменты, предметы религиозного культа, сувениры, книги. На выставке можно увидеть женский   и мужской   традиционный русский костюм – подлинные рубахи и сарафан конца   XIX века. Основой русского женского национального костюма была рубаха длиной от 90 до 140 см, холщовая (льняная или конопляная). Мужчины носили рубахи-косоворотки. На каждый случай в жизни существовала своя одежда. Так, были покосные, пожнивные рубахи, в которых работали на полях. Русские костюмы обязательно было украшать различными знаками. Верхний мир (небо) символизировал головной убор. Его орнамент состоял из солярных (солнечных) знаков, крепили также нитки с жемчугом или бисером (дождь). Средний мир (воздух) рубаха, ее украшали растительно-геометрическим орнаментом, нижний (земля) подол. Нередко последний украшали ромбами (как символ поля, плодородия) или крестиками.

 

 

Русский женский и мужской костюм – рубаха и сарафан и мужская рубаха. Конец XIX в.
Российская империя.

Узоры в центральных и южных русских губерниях отличались от северных насыщенными цветами, разнообразием орнаментов: клеток, полосок, елочек, копытец, лапок, уступов, репьев, струй. Национальная вышивка, возникшая еще в период язычества, долгое время играла важную роль в жизни славян. Орнаментом украшались части русского костюма, через которые на человека могли повлиять нечистые духи: горловина, грудь, подол, рукава, головной убор.

Излюбленным цветом славян был естественный белый (базовый). Желтый, зеленый или оранжевый делали искусственно путем дубления коры. Распространенным цветом одежды был синий, а праздничным вариантом   красный. Его делали из настоя кирпича, корней морены. По составу ткани определяли статус русского человека: чем изысканнее и дороже наряд, тем богаче его владелец.

 

 

Этнографический русский комплекс. Рубаха   мужская с косым воротом и рубаха женская с вышивкой. Конец XIX в. Российская империя.

Также на выставке можно ознакомиться со старинной русской утварью и посудой конца XIX века.

 

Этнографический русский комплекс. Самовары и деревянная и керамическая утварь.
Конец XIX в. Российская империя.

Представлены музыкальные инструменты – в русском комплексе -  это домра и балалайка, в армянском - дхол, драм (род двустороннего барабана), дудук (т.е. дудка). Интересен материал еврейского общинного центра - в частности национальный еврейский мужской костюм - костюм раввина, предметы религиозного культа - менора (еврейский семисвечник), ханукия – (еврейский девятисвечник), мезуза   -футляр со свитком пергамента с текстом из Торы (прикрепляется к косяку двери в доме или офисе). Показано национальное одеяние народов Дагестана – бурка и папаха, также национальное одеяние казахов – праздничный   халат – чапан. Помимо национальных костюмов татар, украинцев, белорусов, немцев, можно увидеть часть подлинной кочевой калмыцкой кибитки, интересны калмыцкие костюмы и шапки, с едва приметной тульей и маленькими полями. И к шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета — улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками. Красная кисть появилась во времена правления Тогон-Тайши, издавшего в 1437 году указ об использовании в головном уборе улан зал, чтобы отличаться от монголов. Красная кисть означала солнце и исходящие от него лучи. Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы.

   Представлены также национальные сувениры из Азербайджана, Армении, Грузии, Дагестана, Калмыкии, также награды и дипломы руководителей национальных общественных объединений.

 

 

Армянский комплекс. Флаг Армении. Картины   А.А. Айрапетян, холст, акрил.  2013-2014 г. Костюмы национальные сценические женский и мужской. Национальные сувениры, иконы (Материал Волгоградской областной общественной организации «Армянская община»).

 

 

Армянский комплекс. Костюмы   национальные   сценические мужской и женский. Национальные музыкальные инструменты: -  дудук и   дхол (род двустороннего барабана). (Материал народного ансамбля песни и танца «Артуйт»).

 

Татарский комплекс. Костюм национальный сценический женский.
(Материал региональной национально-культурной автономии татар г. Волгограда и Волгоградской области).

 

 

Татарский комплекс. Костюм национальный сценический мужской.
(Материал региональной национально-культурной автономии татар г. Волгограда и Волгоградской области).

 

Костюмы национальные немецкие женский и мужской повседневные.
Материал Центра немецкой культуры имени Братьев Лангерфельд при музее-заповеднике «Старая Сарепта».

 

 

Комплекс национальной мужской одежды калмыков.
Материал Волгоградской городской общественной организации "Союз Калмыкия-Волгоград".

 

Костюмы национальные грузинские сценические женский и мужской. 
Материал Волгоградской областной общественной организации грузин "Иберия"

 

Сувениры национальные. Материал  Волгоградской областной общественной организации грузин "Иберия"

 

 

Костюм национальный казахский мужской (праздничный) – чапан

 

 

Костюмы национальные   сценические женский и мужской.  
Материал Волгоградской
общественной организации Национально-культурная автономия народов Дагестана г. Волгограда "Дагестан".

 

Костюмы национальные азербайджанские праздничные мужской и женский.
Сувениры национальные и куклы сувенирные в национальных одеждах
Материал Волгоградской региональной общественной организации "Русско-азербайджанское содружество".

 

Сувениры национальные корейские.
Материал Волгоградского корейского центра «Миринэ».

 

 

Украинский комплекс. Костюмы национальные сценические женский и мужской.

 

Костюм национальный еврейский мужской (костюм раввина)
(Материал Волгоградской городской общественной благотворительной организации «Еврейский общинный центр»).

 

Предметы религиозного культа и литературы
(Материал Волгоградской городской общественной благотворительной организации «Еврейский общинный центр»).

 

 

Панорама части выставочного зала «Это земля твоя и моя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Панорама части выставочного зала «Это земля твоя и моя».