В коллекции Волгоградского областного краеведческого музея есть один интересный экспонат из изысканного дамского гардероба былых времён –  сумочка - кольчужка.

Изготовлена она была в начале прошлого века из сплава металлов. В коллекции музея есть такие предметы и из драгоценного серебра.

Женская мода своей изменчивостью будто вторит непредсказуемым и капризным характерам тех, для кого она создается. Что было модно вчера, оказывается забытым сегодня, а о сегодняшних эталонах, никто не вспомнит завтра.

Подобная прихотливость и быстротечность не смогли уничтожить чарующей красоты старинных нарядов и многих необычных для нашего времени аксессуаров. О них рассказывают портреты, бережно сохраняемые в музейных и частных собраниях, а немногие подлинные образцы изысканного дамского гардероба былых веков являются гордостью музейных коллекций и встречаются порой в витринах антикварных магазинов.

На протяжении трех последних столетий непременным аксессуаром дамского мира была небольшая сумочка. Достаточно долгое время она с удивительным постоянством сохраняла маленький размер, позволяющий носить с собой лишь разнообразные мелкие предметы: носовой платок, косметические принадлежности, небольшие суммы денег.

Неизвестные мастера изготавливали подобные изделия из самых разнообразных материалов, чутко реагируя на господствующие художественные стили и модные веяния, проявляющиеся в женском гардеробе. Подобная взаимосвязь способствовала достаточно частому изменению внешнего облика сумочек. При этом для вечерних или театральных выходов создавались более нарядные и дорогие образцы.

Появление женской сумочки в качестве самостоятельной нарядной детали женского туалета история связывает с именем Жанны-Антуанетты Пуассон, более известной в истории под именем маркизы де Помпадур (1721–1764).

Фаворитка Людовика XV активно вмешивалась во внутреннюю и внешнюю политику Франции, поддерживала энциклопедистов, писателей, увлекалась театром, сама выступала на сцене. Эта противоречивая женщина в течение своей жизни тратила безумные деньги на драгоценности, наряды, косметику, но, как подтвердило время, это были траты, способствовавшие созданию в одежде определенного стиля, распространившегося затем на многие виды искусства. И именно маркизе принадлежит честь создания столь привычного сегодня аксессуара дамского костюма — маленькой сумочки.

В начале XIX века получает своё развитие стиль модерн.

Красота металлических конструкций соединялась в этом направлении со стремлением к созданию флористических композиций с плавными линиями силуэта и пластичной формой.

В это время появляется новый аксессуар - плетеная из металла маленькая сумочка, произведение ювелирного искусства.

Такие сумочки стремительно вошли в моду и завоевали бесчисленное множество поклонниц. В этом новом облике сумочка легко перешагнула рубеж веков. Своим видом эти красивые и изящные изделия, вибрирующие даже при легком движении, рождали удивительное ощущение легкости, совсем не свойственное металлу.

Миниатюрные серебряные колечки, соединялись в вертикальные ряды, образуя цепочки и напоминая кольчужное плетение. Отсюда и названия этих изделий −«сумочки - кольчужки».

Кстати, они имели самые разнообразные формы: квадратные, как в коллекции Волгоградского музея, прямоугольные и даже овальные. Зачастую такие сумочки украшали подвижными тонкими стерженьками.

Сначала, как только такие сумочки появились, их делали в виде мешочков, стянутых серебряными или золотыми шнурами. В начале XX века сумочки, изготовленные из металлического полотна кольчужного плетения, начали собирать на жесткую замочную пластину, к которой крепился длинный шнур или цепочка  для ношения.

Достаточно высокая стоимость этих изделий,  выполненных из серебра и золота говорит о том, что они были принадлежностью дамского дворянского и буржуазного гардероба. Позднее плетеные аксессуары стали изготавливать из недрагоценных металлов, приспосабливая их к нуждам менее обеспеченных слоев населения, быть модными хотелось всем.

Текст: Е.М. Иванова