15.09.2020 | Новости
Пряничная доска и скалки
В экспозиции «Народные промыслы» Волгоградского областного краеведческого музея можно увидеть старинную утварь, востребованную и в наши дни. Пряничная доска и пряничные скалки, относящиеся к концу XIX в., получены в дар от жительниц города Волгограда, Штановой С.Л. и Есиповой В. Н.
[caption id="attachment_4966" align="aligncenter" width="513"] Скалка и пряничная доска, передана в музей Штанова С.Л. в 1983 г. (Фонд ГБУК ВОКМ).[/caption]
Рассматривая в экспозиции музейные предметы, возникают вопросы: что мы знаем об этих предметах? что нам известно о пряничном промысле?
А известно нам одно, что пряники это вкусное лакомство.
Итак, немного истории: пряничное дело на Руси являлось повсеместным народным промыслом в XVII - XIX веках.
Особенно прославились на этом поприще такие города, как Архангельск, Городец, Вологда, Тула, Тверь, Вязьма, Ярославль, Нижний Новгород и др.
Следует отметить, что почти по всей территории России работали как крупные, так и миниатюрные пряничные промыслы, и в каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам.
Причем секреты рецептов изготовления пряников хранились в строжайшей тайне и передавались исключительно по мужской линии от отца к сыну.
При подготовке ингредиентов для закладки пряничного теста пекари никогда не пользовались стандартными гирями, а использовали взамен разновесов обычные кусочки природного камня или металла, чтобы конкуренты не могли узнать рецепт и рассчитать точный вес нужных компонентов.
С пряником, (ранее назывался «Медовый хлеб») связано много старинных обычаев и традиций, так же он являлся символом благополучия и достатка.
Технология изготовления и многообразие пряников делятся на три вида: вырезные, при изготовлении которых использовали специальные металлические формы, либо нож, и вырезали пряники из теста; лепные, для них никаких особых приспособлений не требовалось, их лепили руками, красота изделия зависела от искусства пекаря; печатные -эти пряники были самыми распространенными и изготавливались с помощью пряничной доски «пряничницы» в виде рельефного оттиска на тесте.
Значительно позже появились пряничные скалки и скалки для печенья, ставшие более популярными при производстве печатных пряников, чем доски.
Пользоваться скалками для выпечки было значительно проще, чем пряничными досками.
Представленные экспонаты (доска и скалки) в экспозиции музея использовались для изготовления печатных пряников.
[caption id="attachment_4967" align="aligncenter" width="362"] Доска пряничная нач. ХХ в. (Фонд ГБУК ВОКМ).[/caption]
[caption id="attachment_4968" align="aligncenter" width="362"] Скалка пряничная нач. ХХ в. (Фонд ГБУК ВОКМ).[/caption]
Пекари старались заказывать пряничные доски у лучших резчиков, так как красота готового печатного пряника зависела от таланта, фантазии и художественного мастерства резчика по дереву.
Лучшие доски изготавливались мастерами-резчиками из Вязьмы, Тулы, Твери, Архангельска, Вологды и др.
Исстари вырезали пряничные доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного узора из однородной и прямослойной древесины лиственных пород: липы, березы, клена, ореха, ольхи и разнообразных плодовых деревьев.
При изготовлении досок и скалок, важным условием было, хорошо просушенная древесина, а так как эти предметы использовались не один раз, их периодически кипятили в масле, чтобы убрать застрявшие остатки теста, благодаря этому создавался запас прочности на годы.
Мастера-резчики, вырезающие пряничные доски, должны были владеть в совершенстве приемами выемчатой резьбы, иметь развитое пространственное воображение, позволяющее представить, какой вид будет иметь определенная деталь формы в виде отпечатка на тесте.
Сложностью в резьбе пряничных досок была зеркальность изображения, объемность орнаментов. Существовали тонкости относительно глубины орнамента: слишком мелкие детали на пряниках будут подгорать быстро, а слишком толстые не успеют пропечься.
Пряничные доски вырезались мастерами не только для изготовления одного пряника – их могло быть сразу от одного до ста двадцати.
Пряничные доски подразделяются на пять типов: фигурные, штучные, наборные, почетные (подносные, заздравные поздравительные), городские.
При изготовлении досок и скалок мастера-резчики создавали необычные рисунки и хитросплетения в орнаментах из следующих тематических направлений: древнейшая символика, восточный орнамент, реалистические образы и темы окружающего мира (зооморфные и геометрические узоры; растительные мотивы - цветы, плоды, листья; бытовые предметы - самовар, часы, корона и др).
Общей чертой декоративного узора досок были резные надписи, содержащие имя мастера, фабриката, название города, приветственное пожелание, поздравительные, юбилейные или соответствующим происходящим событиям др.
В исследованиях И. Голошева по истории пряничных промыслов отмечено, что на доски существовала своя мода: пекари перебивали друг друга новыми манерами рисунка, а резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей. Вновь выдуманный рисунок очень дорого ценился по тому времени, и первый, купивший доску, конкурировал перед другими. Доски, которые вырезались по заказам особыми мастерами, имели порядочную ценность от 3 до 15 рублей серебром.
Несмотря на новую пряничную моду изготовления пряников в 3D, в рамках которой предлагается широкий ассортимент детских пряников в виде персонажей современных мультфильмов, мы наблюдаем возрождение старинных ремесел, и одно из них это пряничное ремесло (изготовление пряничных досок и выпечка пряников).
Во многих регионах, где процветали пряничные промыслы, еще остались мастера-резчики, вырезающие на пряничных досках узоры вручную и передающие свое мастерство молодому поколению.
Благодаря красоте и изяществу резьбы на пряничных досках, их можно рассматривать как авторские живописные полотна, и отнести к памятникам русской культуры, представляющим собой интерес в области декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время пряничное дело снова в моде и интерес к нему с каждым годом возрастает.
Текст: Игнатченко Н.М.
[caption id="attachment_4966" align="aligncenter" width="513"] Скалка и пряничная доска, передана в музей Штанова С.Л. в 1983 г. (Фонд ГБУК ВОКМ).[/caption]
Рассматривая в экспозиции музейные предметы, возникают вопросы: что мы знаем об этих предметах? что нам известно о пряничном промысле?
А известно нам одно, что пряники это вкусное лакомство.
Итак, немного истории: пряничное дело на Руси являлось повсеместным народным промыслом в XVII - XIX веках.
Особенно прославились на этом поприще такие города, как Архангельск, Городец, Вологда, Тула, Тверь, Вязьма, Ярославль, Нижний Новгород и др.
Следует отметить, что почти по всей территории России работали как крупные, так и миниатюрные пряничные промыслы, и в каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам.
Причем секреты рецептов изготовления пряников хранились в строжайшей тайне и передавались исключительно по мужской линии от отца к сыну.
При подготовке ингредиентов для закладки пряничного теста пекари никогда не пользовались стандартными гирями, а использовали взамен разновесов обычные кусочки природного камня или металла, чтобы конкуренты не могли узнать рецепт и рассчитать точный вес нужных компонентов.
С пряником, (ранее назывался «Медовый хлеб») связано много старинных обычаев и традиций, так же он являлся символом благополучия и достатка.
Технология изготовления и многообразие пряников делятся на три вида: вырезные, при изготовлении которых использовали специальные металлические формы, либо нож, и вырезали пряники из теста; лепные, для них никаких особых приспособлений не требовалось, их лепили руками, красота изделия зависела от искусства пекаря; печатные -эти пряники были самыми распространенными и изготавливались с помощью пряничной доски «пряничницы» в виде рельефного оттиска на тесте.
Значительно позже появились пряничные скалки и скалки для печенья, ставшие более популярными при производстве печатных пряников, чем доски.
Пользоваться скалками для выпечки было значительно проще, чем пряничными досками.
Представленные экспонаты (доска и скалки) в экспозиции музея использовались для изготовления печатных пряников.
[caption id="attachment_4967" align="aligncenter" width="362"] Доска пряничная нач. ХХ в. (Фонд ГБУК ВОКМ).[/caption]
[caption id="attachment_4968" align="aligncenter" width="362"] Скалка пряничная нач. ХХ в. (Фонд ГБУК ВОКМ).[/caption]
Пекари старались заказывать пряничные доски у лучших резчиков, так как красота готового печатного пряника зависела от таланта, фантазии и художественного мастерства резчика по дереву.
Лучшие доски изготавливались мастерами-резчиками из Вязьмы, Тулы, Твери, Архангельска, Вологды и др.
Исстари вырезали пряничные доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного узора из однородной и прямослойной древесины лиственных пород: липы, березы, клена, ореха, ольхи и разнообразных плодовых деревьев.
При изготовлении досок и скалок, важным условием было, хорошо просушенная древесина, а так как эти предметы использовались не один раз, их периодически кипятили в масле, чтобы убрать застрявшие остатки теста, благодаря этому создавался запас прочности на годы.
Мастера-резчики, вырезающие пряничные доски, должны были владеть в совершенстве приемами выемчатой резьбы, иметь развитое пространственное воображение, позволяющее представить, какой вид будет иметь определенная деталь формы в виде отпечатка на тесте.
Сложностью в резьбе пряничных досок была зеркальность изображения, объемность орнаментов. Существовали тонкости относительно глубины орнамента: слишком мелкие детали на пряниках будут подгорать быстро, а слишком толстые не успеют пропечься.
Пряничные доски вырезались мастерами не только для изготовления одного пряника – их могло быть сразу от одного до ста двадцати.
Пряничные доски подразделяются на пять типов: фигурные, штучные, наборные, почетные (подносные, заздравные поздравительные), городские.
При изготовлении досок и скалок мастера-резчики создавали необычные рисунки и хитросплетения в орнаментах из следующих тематических направлений: древнейшая символика, восточный орнамент, реалистические образы и темы окружающего мира (зооморфные и геометрические узоры; растительные мотивы - цветы, плоды, листья; бытовые предметы - самовар, часы, корона и др).
Общей чертой декоративного узора досок были резные надписи, содержащие имя мастера, фабриката, название города, приветственное пожелание, поздравительные, юбилейные или соответствующим происходящим событиям др.
В исследованиях И. Голошева по истории пряничных промыслов отмечено, что на доски существовала своя мода: пекари перебивали друг друга новыми манерами рисунка, а резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей. Вновь выдуманный рисунок очень дорого ценился по тому времени, и первый, купивший доску, конкурировал перед другими. Доски, которые вырезались по заказам особыми мастерами, имели порядочную ценность от 3 до 15 рублей серебром.
Несмотря на новую пряничную моду изготовления пряников в 3D, в рамках которой предлагается широкий ассортимент детских пряников в виде персонажей современных мультфильмов, мы наблюдаем возрождение старинных ремесел, и одно из них это пряничное ремесло (изготовление пряничных досок и выпечка пряников).
Во многих регионах, где процветали пряничные промыслы, еще остались мастера-резчики, вырезающие на пряничных досках узоры вручную и передающие свое мастерство молодому поколению.
Благодаря красоте и изяществу резьбы на пряничных досках, их можно рассматривать как авторские живописные полотна, и отнести к памятникам русской культуры, представляющим собой интерес в области декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время пряничное дело снова в моде и интерес к нему с каждым годом возрастает.
Текст: Игнатченко Н.М.