Музыкальный магазин и салон Роберта Гольника


В XIX веке музыкальные магазины с гостиными были достаточно распространены. Здесь можно было выбрать и заказать нужный музыкальный инструмент, при этом зачастую доставка и его настройка постоянным клиентам были бесплатными.

Сочетание традиционных устоев и новомодных веяний в домашнем интерьере нашли отражение и в гостиной владельца музыкального магазина и салона в Царицыне Роберта Фердинандовича Гольника.

Как выглядело внутреннее убранство магазина, мы не знаем, но по описаниям подобных, существовавших в провинциальных городах России, научными сотрудниками музея предпринята попытка воссоздать интерьер одного из музыкальных магазинов Царицына. Красиво оформленные витрины музыкального и нотного магазина Р.Ф. Гольника на Московской улице в доме №14 г-жи Плотниковой, куда он переехал в 1910 г. с улицы Астраханской, манили покупателей длинным перечнем музыкальных инструментов, европейскими и американскими новинками, черными пластинками, нотами и, конечно, граммофонами, различными по размеру и оформлению. Аппарат, воспроизводящий звук, многим был не по карману. Его цена от 50 руб. и выше была немалой суммой, поэтому приобретали его в основном люди весьма состоятельные, в том числе держатели гостиниц, ресторанов и трактиров.

На одной из вывесок в витрине магазина покупателям предлагалось «самоиграющее пианино и новинка из Америки – рояль-пианино А. Беккер».

В определенные дни недели по вечерам в музыкальный салон Гольника на Московской улице съезжались любители и настоящие ценители высокой музыки. Надо было видеть, с каким удовольствием, мастерством и воодушевлением выступали многие пришедшие сюда горожане, играя на музыкальных инструментах или исполняя романсы и арии из опер.

Здесь можно было «ознакомиться с лучшими образцами музыкальной культуры», услышать пение Владимира Михайловича Миллера — владельца горчично-маслобойного завода, купца 2-ой гильдии, высокого, красивого, талантливого мецената, благотворителя с «пленительным голосом». Для постановки голоса Миллер брал уроки пения не только у известных московских музыкантов, но и у царицынского артиста частной оперы, меццо-тенора Алексея Адриановича Серебрякова — отца Павла Алексеевича Серебрякова, ставшего в советское время известным музыкантом, пианистом и впоследствии ректором Ленинградской консерватории.

Под бурные аплодисменты проходили и выступления Василия Репникова, виртуозно игравшего на виолончели, а в руках Я. И. Вальтера, бывшего преподавателя Королевской музыкальной школы в Праге, божественно пела скрипка.

Выступление обладателей прекрасных баритонов, царицынского купца

А. А. Репникова и С. Кукушкина, вдохновенно исполнивших песню-балладу «Новгород» на одном из таких вечеров в салоне, не обошла своим вниманием газета «Царицынский вестник».

Наверное, только благодаря им, их огромной любви к музыке, гражданской активности и стараниям, в 1911 г. в Царицыне открылись музыкальные классы, а затем был создан свой симфонический оркестр. В апреле 1910 г. в актовом зале Александровской мужской гимназии состоялся первый публичный концерт оркестра. Для этого долгожданного мероприятия зал гимназии был эффектно украшен праздничной зеленью и залит электрическим светом. В концерте приняли участие профессиональные музыканты и любители. Под управлением А. В. Лапшина участниками оркестра была исполнена Симфония № 5 Людвига ван Бетховена. Достойное выступление музыкантов не раз было награждено искренними аплодисментами благодарных зрителей.

Кроме музыкального магазина Р. Ф. Гольника, в Царицыне существовало «Гармонное заведение Д. Г. Силкина», в котором можно было купить «Саратовскую гармошку по цене от 6 р. до 35 р., двухрядки — от 8 до 40 руб., трехрядки Ливенские, Невские и всевозможные сорта русских и немецких, а также произвести починку аристонов».

«Гармонная и музыкальная мастерская И.С. Кипатова» предлагала свои услуги клиентам в «заказе музыкальных инструментов, в их наладке и починке».