5 октября в нашей стране отмечают профессиональный праздник учителей. Профессия учителя – одна из немногих сотен тысяч профессий, с который в своей жизни встречается каждый без исключения человек. А значит, что у каждого из нас есть кого поздравить в этот день и кому сказать сердечное «спасибо». Учитель - это не столько профессия, сколько призвание. И оттого, какие нам в жизни достались учителя, во многом зависит и то, как сложится наша судьба.

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Она появилась еще в Древнем Египте и остаётся востребованной по сей день. Давайте обратимся к истории возникновения и развития школ и профессии учителя. Учительство как профессия — появилось тогда, когда возникли первые цивилизации — Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Итак, как мы уже знаем, первые школы появились в Древнем Египте. Они были доступны не всем, учиться могли только благородные юноши из знатных семей. Это, прежде всего, дети фараона, жрецов и высокопоставленных чиновников. Девочки тогда не учились. Они должны были только уметь вести домашнее хозяйство.

После Древнего Египта переняли традицию преподавания и цивилизации Древнего Востока. В Междуречье школы существовали почти в каждом городе при храмах. По мнению историков, школы были маленькими, обучалось в них около 20–30 учеников, и у них был только один учитель.

Далее школы начали появляться в Греции. Древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Древние греки хотели воспитать человека интеллектуально и физически развитого в равной степени. По данным историков, в V в. до н.э. среди свободных греков не было неграмотных людей. Причем в Древней Греции обучение полностью происходит в школах, а не, как ранее, дома. Случайного учителя в школу Древней Греции взять не могли. Человек, который хотел стать учителем, должен был сдать два экзамена: один экзамен на знание предмета, который он хотел преподавать, второй экзамен - на умение работать с детьми. Самая знаменитая школа была создана в Древней Греции философом и ученым Пифагором. Пифагор смог показать грекам, какие должны быть школы, как их надо строить и как трепетно обучать детей. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались, прежде всего, поэзией и обязательно музыкой и хореографией. В такие специальные школы для девушек отбирали только наилучших философов, хореографов, музыкантов, театральных певцов.

Следующим государством, перенявшим строительство школ, был Рим. Римская школа была, в отличие от Египетской, свободна для всех. Римские учителя, также, как и греки, имели цель сделать из ребёнка умного, многознающего, разностороннего и культурного человека. Римский учитель имел признание и уважение своих учеников, так как все учащиеся понимали, что учителя были людьми ответственными и на очень высоком уровне знали свой предмет.

Были школы и в Древней Индии. Они отличались от школ других цивилизации тем, что образование носило семейно-школьный характер, т.е. основное воспитание ребенок должен был получать в семье, а учитель должен был помогать маленькому человеку развивать свои нравственные, физические и умственные качества. Причем ученики жили в доме у учителя, почитали его и во всем ему повиновались, как своему отцу. Так было до V в. до н. э. в

Конечно, одними из самых древних, являются школы Китая, которые возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Самым сложным в китайской школе было написание иероглифов. Учителями в Древнем Китае были жрецы, которые владели ремеслом писать кисточкой иероглифы. Основой китайских школ было почитание старших, и, как и в Индии, учителя почитали как отца. Конечно же, расцвет китайской школы связан с Конфуцием, который считал, что от правильного воспитания зависит процветание общества. В период конфуцианства в Китае сложился культ образованности и школы стали частью государственной политики.

После Рима прошло много - много лет, и славяне начали строить школы и на Руси. После Крещения Руси появились первые грамотные люди и первые книги, и конечно, одну из главных ролей играли первые школы.

Согласно Древнерусским летописям, вся Русь приняла христианство, и везде: во всех сёлах и деревнях стали строить храмы. Русь переняла школы у других цивилизаций, учителями были старые, мудрые, начитанные люди, которые должны были передавать свои знания молодёжи. Учителями на Руси часто становились именно священники, а дети воспитывались очень хорошо. Сначала на Руси образование получали, в основном, будущие церковные служители. Историки говорят, что один учитель мог заниматься с 6-8 учениками. Учили в древнерусских школах писать, читать, петь, а также закону Божьему.

В XX веке сформировались такие школы, в которых мы учимся сейчас. За все время их существование много поменялось: вместо папирусов и бересты появились тетрадки, потом появились книги, учебники, потом компьютеры. Теперь школьники изучают множество предметов. Не изменилось только одно – учитель. Без учителя нет школы. М.И Калинин писал: «Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека».

Несмотря на то, что профессия учителя известна уже очень давно, отмечать этот день стали только в двадцатом веке. Первой этот профессиональный праздник начала отмечать Бразилия. Произошло это в 1947 году в одной из школ Сан-Пауло. Официально День учителя был учрежден в 1963 году и отмечался 15 октября.

В Китае профессия учителя одна из самых почетных. В этой стране вообще не много профессиональных праздников, но День учителя, конечно же, есть среди них. Он отмечается 10 сентября.

В Америке этот праздник учрежден благодаря стараниям Элеоноры Рузвельт. Однажды к ней в руки попало письмо простой американской учительницы, которая просила правительство обратить больше внимания на проблемы образования. И первая леди Америки решила посодействовать решению этой проблемы. Уже в 1953 году сенат принял решение о закреплении Дня учителя за первой полной неделей мая.

В нашей стране День учителя начали отмечать с 1965 года. С подачи Никиты Сергеевича Хрущева Президиум Верховного Совета СССР издал указ о создании такого профессионального праздника. Закреплен он был на конец первой недели октября. А уже в восьмидесятых годах этот праздник отмечали во всех уголках Советского союза.

На международном уровне праздник был утвержден ЮНЕСКО в 1994 году. Сейчас Всемирный день учителя празднуют 5 октября в более чем 100 странах мира. Это и страны бывшего СССР, и многие страны Европы. Почему был выбран именно этот день? Это связано с тем, что 5 октября 1966 года в столице Франции была созвана межправительственная конференция о статусе учителей. Результатом ее проведения стало то, что ЮНЕСКО и многие другие международные трудовые организации подписали важные документы о месте образования в современном мире.

Но есть страны, у которых день учителя назначен на другую дату. Например, бразильцы поздравляют преподавателей 15 октября, вьетнамцы – 20 ноября, испанцы – 29 января, перуанцы – 6 июля, тайванцы – 28 сентября. В странах бывшего СНГ педагогов чествуют в первое воскресенье октября, в Австралии – в последнюю пятницу того же месяца. А вот австрийцы этот праздник не отмечают вообще

Не так важно, в какой день отмечают праздник. Важно то, что люди понимают, как необходима эта трудная профессия, сколько сил наши наставники вкладывают в каждого из нас. А учреждение профессионального праздника для учителей является нашей данью уважения и знаком благодарности людям этой нужной и благородной профессии.

И уж раз есть праздник, должны быть и традиции, которые его отличают от других. Педагоги свой праздник, как и всю свою жизнь, проводят рядом с учениками. У них нет в этот день выходного, но дети зачастую организуют День самоуправления, когда на уроки в младшие и средние классы отправляются учащиеся 10 – 11 классов, давая своим педагогам возможность отдохнуть от уроков и принимать поздравления. В этот день школьники приходит в школу с цветами. Это не просто подарок учителю, это признание его нелегкого труда, благодарность за терпение, любовь, дружбу. Не только нынешние ученики, но и выпускники чтят историю праздника День учителя и тоже стараются приехать к любимому педагогу с букетом.

День учителя — дата особая! Сколько бы лет не прошло после того, как выпускник ушел со школы, педагог помнит всех учеников. Не забывайте и вы их. Спешите поздравить своих учителей и сделать этот день для них чуточку счастливее. Подарите их лицам теплую улыбку. Это в ваших силах. И они будут вспоминать встречу с вами до следующего праздника.

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

Андрей Дементьев

Текст: научный сотрудник Татьяна Челнокова