29 мая 2020 года в Волгоградском областном краеведческом музее состоялся областной научно – практический семинар «Теория и практика музейного дела». Тема семинара: «Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности».

В связи с продлением карантинных мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции (Covid-19), научно – практический семинар прошел в заочном формате.

В широкой системе фактов, предопределяющих сохранение и воспроизводство ценностей отечественной и мировой культуры, формирование исторической памяти и обеспечение преемственности поколений особое место принадлежит музеям.

Таким образом, разработанные педагогические технологии с использованием методов, разнообразных и специфических музейных средств и форм обучения позволяет успешно использовать образовательный потенциал музея и музейной педагогики для развития общекультурной компетентности.

Цели семинара:

-Определить главные объекты музейной педагогики;

-Рассмотреть культурно-образовательные коммуникации, как особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам.

-Обозначить инновационные направления и перспективы развития темы.

В семинаре участвовали директора и научные сотрудники государственных, муниципальных, ведомственных музеев Волгоградской области в количестве 60 человек.

Были заданы актуальные вопросы по темам:

- Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетенции.

- «Эффективное использование музея в образовательном процессе». Опыт работы «Музея истории донских казаков ст. Клетская».

-«Музейная педагогика в аспекте регионального образования. Опыт работы МБУК «Серафимовичский районный литературно краеведческий музей».

- «Музейная педагогика. Особенности работы с детской аудиторией». МБУК «Дубовский историко – мемориальный и художественный музейный комплекс».

- «Новые формы музейной коммуникации». МБУК «Камышинский историко – краеведческий музей».

- «Музейная среда в образовательном пространстве». МБУК «Урюпинский районный историко – краеведческий музей».

- «Война глазами детей». Опыт использования форм и методов музейной педагогики в ведомственном музее.

По итогам работы семинара следует отметить, что важнейшая особенность музеев проявляется в их междисциплинарном сотрудничестве.

Современный музей - это не только научно-просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-культурных ценностей, а сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции занимает научно – познавательная организация досуга различных категорий граждан.