Это интересно!

Устремленные в небо.

В конце 2023 г фонды Волгоградского областного краеведческого музея пополнились новыми экспонатами, которые собрали наши научные сотрудники в семье Прихожан Анатолия Александровича. Личные вещи, документальный и фотографический материал рассказали нам о большой и чрезвычайно насыщенной жизни этого человека, наполненной встречами с интересными людьми, изобретениями, строительством гражданских и военных объектов.
Участник ВОВ, он прошел боевой путь с 1941 по 1945 годы, а высокие боевые награды на парадной форме генерал - майора, говорят сами за себя. Послевоенные годы были связаны с восстановлением разрушенных мостов в Европе, а потом участие в строительстве крупного советского военного полигона в Капустином Яре, находившегося тогда еще в Сталинградской области, с территории которого, в 1948 году будет произведен пуск первой советской баллистической ракеты «Р-1» .

Разбирая фотоархив, мы обратили внимание на несколько фотографий, которые, возможно случайно, попали в фонд Анатолия Александровича, на них была изображена женщина, чье лицо показалось знакомым, и мы не ошиблись, это была Вера Игнатьевна Мухина, известная на всю страну скульптор - монументалист.

Женщина необыкновенной судьбы и таланта, Народный художник СССР, академик АХ СССР, которая пять раз становилась Лауреатом Сталинской премии, автор легендарной композиции «Рабочий и колхозница» украшавшей павильон СССР в 1937 г на Всемирной выставке в Париже. Сразу возник вопрос, каким образом попала эта фотография к военному инженеру, весьма далекого от монументальной скульптуры?

Проведенное исследование показало удивительные результаты, с которыми мы и хотим вас познакомить
На одной из любительских фотографий Вера Игнатьевна изображена на даче в Абрамцево рядом с двумя милыми женщинами. Чувствуется, что эти люди не случайно оказались вместе, в их фигурах и лицах ощущаются теплые и сердечные отношения друг к другу.
Зеленская Нина Германовна и Иванова Зинаида Григорьевна стали помощниками и настоящими друзьями Мухиной на всю жизнь.
Иванова преподавала в московском кустарно - художественном техникуме, где и познакомилась с Зеленской, которая на то время, также там преподавала и была ученицей Мухиной.
Совместных работ у них никогда не было, но однажды господин случай свел их троих в очень непростой, трудный и довольно ответственный момент в жизни Мухиной.

В 1937 году в Париже проходила Всемирная промышленная выставка, и для украшения павильона СССР, была необходима монументальная скульптура. Для выбора автора скульптуры организовали конкурс, на который представили свои работы довольно известные в нашей стране скульпторы - монументалисты. Победа Мухиной была признана всеми участниками конкурса. Из тончайших листов стали, она сконструировала обнаженных мужчину и женщину, устремленных в легком порыве в небо. Такую композицию выпустить в свет цензура не разрешила.

Автору скульптуры было приказано «натянуть» на рабочего штаны, а колхознице - «прикрыть все». До открытия выставки оставалось совсем немного времени, буквально считанные недели, поэтому, как говорила Вера Игнатьевна, она «прилепила» к своим творениям
элементы одежды рабочему - комбинезон и колхознице - сарафан.

В один из вечеров, на завод, где собирали скульптуру, без предупреждения приехал И.В. Сталин. Он долго ходил, и пристально рассматривал фигуры, затем молча сел в машину и уехал, а на следующий день Мухиной доложили, что «вождь остался, всем доволен».
Скомплектованная группа из инженеров - конструкторов , монтажников, плотников, слесарей – сборщиков работала в плотном графике: без выходных и практически без отдыха, порой даже без обеда или ужина.

Чтобы уложиться в поставленные сроки, Вера Игнатьевна обращается за помощью к своим знакомым женщинам – скульпторам: Зеленской и Ивановой. Решение многих вопросов и проблем, встающих на строительной площадке, они взяли на себя и прекрасно с этим справились, оставаясь рядом с Мухиной до последнего дня сдачи скульптуры.

Основной каркас скульптуры выполнялся на заводе «Стальмост», а блоки оболочки и монтаж статуи изготавливались московским заводом «Центрального НИИИ машиностроения». Вычислениями объектов и приспособлений занимался, тогда еще молодой инженер Прихожан Анатолий Александрович, честный, принципиальный, он всегда приходил на помощь Мухиной защищая ее от нападок руководителя московского завода или предлагал разработанное им, необходимое для работы приспособление.

Чтобы загрузить в вагоны уже готовую скульптуру, ее разрезали на части. В Париже не совсем идеально собранную композицию, поставили на 35 метровый пьедестал. И вот, 24 метровая статуя, олицетворяющая единство пролетариата и крестьянства предстала перед участниками и гостями выставки. Солнечные лучи золотили скульптуру, делая ее легкой, а развевающийся шарф на колхознице создавал эффект полета. Французы были покорены творением Мухиной, они умоляли ее оставить скульптуру в Париже, но по окончании выставки «Рабочий и колхозница», вместе с автором и членами рабочей группы, вернулась на Родину.

Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"  Скульптура "Рабочий и колхозница" СССР 1941 г.

По дороге, монумент стал разваливаться, тонкая сталь не выдержала перегрузок.
Уже в Москве Мухина полностью переделала скульптуру, создав ее практически заново из плотных листов стали.
Сегодня, после сложной реставрации, скульптура стоит на высоком постаменте у северного входа на ВДНХ. Композиция, созданная
В.И. Мухиной, олицетворяющая триумф труда, первой в мире была признана эталоном соцреализма.

Нашему городу, тоже чрезвычайно повезло, мы являемся обладателями последней работы Мухиной скульптуры «Мир», которая установлена на куполе Планетария. Работу над статуей Вера Игнатьевна начала в 1952 году, за год до смерти, будучи уже больной и ослепшей.
Для скульптуры был выбран образ женщины, которая в одной руке держит хрупкую сферу земного шара, с взлетающим голубем, а другой придерживает сноп пшеницы - символом плодородия и благополучия.

С изображением голубя возникли небольшие трудности, поэтому за помощью ей пришлось обратиться к скульптору - анималисту Ивану Ефимову, который создал вполне реалистичный образ птицы.

В 1953 году Веры Игнатьевны не стало, а незаконченную работу завершили ее ученики Сергей Круглов и Александр Сергеев. Еще при жизни Вера Игнатьевна хотела подарить эту скульптуру героическому Сталинграду и его мужественным жителям, испытавших на себе все ужасы войны, ценящих мир и борющихся за него. С большим уважением к автору, скульптуру установили на купол Планетария и она, возвышаясь над домами, долгое время являлась доминантой в центральной части города.

В фондах Волгоградского областного краеведческого музея во всех комплектах открыток с панорамой города, есть вид волгоградского Планетария. Многие известные волгоградские фотографы и художники изображали это здание со скульптурой на своих фотографиях, художественных полотнах, в графике, а гости нашего города с удовольствием покупали значки или сувенирную продукцию Сталинграда с изображением Планетария.

Уже после смерти Мухиной, Прихожан продолжал поддерживать отношения с ее замечательными подругами - коллегами по творчеству. Они долгие годы переписывались, встречались, присылали друг другу поздравительные открытки и фотографии, которые сегодня помогли нам узнать эту интересную историю и прочитать одну из страниц жизни этого удивительного человека.

Научный сотрудник ГБУК "ВОКМ" Н.Л. Одинокова

Фото из фондовой коллекции ГБУК "ВОКМ" 

- Мухина В.И., советский скульптор-монументалист, народный художник СССР 1951 г.
- Скульптура "Рабочий и колхозница" СССР 1941 г.