История предметов из фондовой коллекции Волгоградского областного краеведческого музея.

Пудреница.

Слово «пудра» французского происхождения, в Россию оно пришло из Германии. Об использовании пудры известно ещё из истории Древнего Египта. В то время люди чётко делились по цвету кожи – смуглых и светлокожих. Последние, на протяжении многих веков считались благородного происхождения (так как работающие целыми днями на солнце люди приобретали загорелый тон кожи), дамы непременно всячески подчёркивали белизну своей кожи, в том числе, прибегая и к использованию пудры.

Таким образом, Древний Египет задал модные тенденции всей Европе на долгое время вперёд. Египтяне изготавливали пудру из красной и жёлтой охры. Ею и сейчас продолжают пользоваться многие племена Африки, Южной Америки и Океании. В Древней Греции в качестве пудры женщины использовали свинцовые белила, женщины же Древнего Рима пользовались белой глиной.

Издавна существовали два вида пудр: растительная и минеральная. Первая готовилась из пшеницы и риса, муки тонкого помола, которую ароматизировали и подкрашивали. Минеральную пудру получали из специально подобранных и измельчённых природных минеральных камней. Белоснежный тон кожи с тех пор стал ассоциироваться с красотой и женственностью, аристократизмом.

Фаворитка Людовика XV маркиза Помпадур довела моду до абсурда, сооружая на голове целые картины – морской бой или пасторальный пейзаж. Для экономии дамы не смывали пудру неделями. Красота была превыше всего. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке. Существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра.

В Россию пудру вместе с модой на парики и всё европейское завезли при Петре I. В XVIII веке пудрились все – и женщины, и мужчины. Пудрили не только лицо, но и фантазийные парики. Пудра для волос нередко специально окрашивалась в белый, серебряный или розовый цвет, что, в свою очередь, притягивало больше взглядов.

Промышленный выпуск пудры в Российской империи начался в 1843 году на фабриках Альфонса Рале в Москве. Пудра для лица изготавливалась из высококачественного сорта крахмала с примесью талька и душистых масел. Для нежного продукта нужна была достойная оправа – пудреница. Это были маленькие баночки с крышкой, изготовленные из ценных металлов, хрусталя или фарфора, украшенные разного рода росписями и даже драгоценными камнями, некоторые пудреницы настоящие произведения искусств.

Новым расцветом моды на пудру стал XX век. Театральные актрисы активно её использовали, скрывая недостатки кожи на сцене, а впоследствии и в повседневной жизни. Позже, к радости всех любительниц косметики, была изобретена современная формула пудры, основой которой был тальк. Такая пудра была без вредных примесей, наподобие свинца, вызвавшего при использовании проблемы со здоровьем. В первой четверти XX века в Англии начали выпускать удобные компактные пудреницы со спонжем, которые не сдают своих позиций и по сей день.

В фондах Волгоградского областного краеведческого музея хранятся различные по форме пудреницы образцов конца XIX – середины XX веков.

Пудреница с крышкой. Период создания: начало ХХ века. Материал, техника: фарфор. Размер: 9,5х6,7 см.; высота без крышки – 4 см.

 

Научный сотрудник ГБУК "ВОКМ"
Н.Ю. Клишина