История одного предмета.
Пресс-папье.
В фондах Волгоградского областного краеведческого музея имеется коллекция канцелярских принадлежностей, среди которых находится пресс-папье. И так, что же это такое - пресс-папье, для чего необходим этот предмет?

Появился пресс-папье в конце ХIХ - начала ХХ веков, после изобретения чернил и промокательной бумаги. Его название пресс-папье (фр. presse-papiers; presser - нажимать + papier -бумага) в переводе с французского языка обозначает «нажимать на бумагу». Этот канцелярский предмет предназначался для придавливания документов к столу, чтобы они не разлетались и не смешивались от случайного сквозняка, а также промокания чернил на бумаге, чтобы рукопись высохла быстрее, а текст не размазался.

Самая распространенная форма пресс-папье дугообразный брусок, сверху прикреплена рукоятка, в нижней части которого, укреплялась промокательная бумага для удаления излишек чернил.


Пресс-папье от чернильного прибора Никитина С.И. СССР. 1960 г., материал, техника: дерево, металл, природный камень, заводская работа, СССР. 

Для изготовления пресс-папье кроме стекла, хрусталя, серебра, дерева, кожи, кости, зачастую использовали различные поделочные камни, часто в комбинации с бронзой и ее сплавами. Этот канцелярский прибор имел различные формы.

Пресс-папье от чернильного прибора Ершова Петра Ефимовича – участника Февральской, Октябрьской революций 1917 г. (деталь письменного прибора)материал: природный камень, заводская работа, изготовлен 1927 г. СССР 


Пресс-папье, часть письменного прибора, материал: деpево, кожа, заводское изготовление Москва. 1965 г. Музей-квартира Луконина М.К. 

Основная функция пресс-папье ушла в прошлое, в связи с заменой перьевых ручек шариковыми и в настоящее время этим предметом практически не пользуются.
Но тем не менее сегодня пресс-папье еще используется для придавливания бумаг, в качестве декоративного элемента оформления рабочего стола, так как они нередко представляют собою настоящие произведения искусства.

Статуэтка – пресс-папье «Лежащая собака. Сеттер». Тиражированная миниатюра по модели скульптора Н.И. Либериха 1861 г. Уральская художественная бронза. бронза, литьё, гравировка, патинирование СССР. 1950-е гг. 

Научный сотрудник ГБУК "ВОКМ" Н.М. Игнатченко