Это интересно. Как провожают пароходы...
Как провожают пароходы…
Сегодня мы совершим с вами небольшое путешествие по Волге, на пароходе «П. Харитоненко», который будет перемещаться по воде
со скоростью 30 верст в час. Мы увидим маленькие и большие волжские города, золотые плесы и покрытые лесом берега, купола церквей, мечети и минареты. Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"
Все речные суда, независимо от габаритов и назначения, передвигались по воде строго по расписанию и у каждого судна был свой гудок или свой голос. Жители городов, живущих на берегах Волги, по этим пароходным гудкам определяли время суток и даже точно знали название судна, и откуда и куда оно идет.
Волга, изобилующая многочисленными перекатами и мелями, требовала настоящего мастерства судовождения от капитана и команды.
Встречающиеся на воде красные бакены - это всего лишь сигнальные навигационные знаки со светящимися керосиновыми лампами внутри, которые указывали капитанам мель и путь.
Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"
Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"
Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"
Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"
Подходя к пристани, наш пароход подает длинный свисток и поднимает белый носовой вымпел с буквой «Р». С огромным волнением и нетерпением пассажиры уже выстроились вдоль перил, вглядываясь во тьму,
а встречающие и провожающие с такими же эмоциями следят за тем, как медленно и плавно судно подбирается к царицынской пристани.
Даже в сравнительно больших городах пристани не имели электрического освещения и в вечерних сумерках лишь керосиновые фонари скупо светили в нетерпеливом ожидании парохода публики. С берега уже протянут провод, который позже подсоединят с бортовой электрической сетью, и ярким светом над пристанью засияет иллюминация. По сброшенным сходням люди спускаются на берег, слышен смех, поцелуи и радостные возгласы.
Под такие же звуки свистка, наш пароход медленно отчаливает от пристани, и вот уже еле видны на ней, машущие руками провожающие и расходящиеся по берегу люди, пароход набрав силу идет полным ходом, оставляя за собой на воде валы от колес.
Судно принадлежит крупной пароходной компании «Русь», одним из ее владельцев и держателей акций был царицынский купец
В.Ф. Лапшин.
Между собой речники называли эти пароходы «русинскими». Они были окрашены в светло – фисташковый цвет, с черным корпусом и трубой. На колесном кожухе, на трубе и носовом вымпеле у всех пароходов этой компании, красовалась синяя буква «Р». На всем пути, по берегам больших или промежуточных волжских городов, было установлено множество пассажирских пристаней и дебаркадеров.
В основном все большие и солидные пассажирские пароходы были трехклассными. Пассажирам первого и второго класса, предлагались удобные каюты: для мужчин и дам с ванными комнатами, где была горячая и холодная вода, а в холодное время года эти каюты еще и обогревались.
«Пассажирские пароходы общества „Русь“ двухэтажные американского типа с электрическим освещением и паровым отоплением. К услугам пассажиров на всех пароходах имеются аптеки, библиотеки, газеты, пианино и семейные каюты, буфеты с первоклассными кухнями, ванны и, по желанию, постельное белье. Пассажирские билеты продаются, а клади принимаются на всех пристанях и пароходах общества „Русь“, а также на станциях железной дороги в Нижнем Новгороде и Рыбинске. Багаж пассажиров, купивших билеты на станциях железной дороги, на пароходы общества доставляется бесплатно».
Вот, что предлагала реклама пароходной компании.
В длинном рекламном списке услуг, предлагаемых компанией на пароходе, упоминается буфет. Каждый буфетчик стремился заполучить пароход побольше и получше. Он приводил на судно поваров, кухонных рабочих, официантов всех классов и горничных. Как ни странно, главный доход буфетчик имел… от кипятка для пассажиров третьего и четвертого классов. Чайник кипятка стоил 2-3 копейки, а буфетчик получал его бесплатно: воды в Волге много, кипятит ее пар от машины.
Пассажирские места в третьем и четвертом классах обычно не пустовали, питание «палубных пассажиров» состояло из чая и домашней снеди. Продукты, выставленные на буфетной стойке, были им не по карману, пожалуй, кроме «косушки» водки и немудреной селедки, они оттуда ничего и не брали, а буфетчик загребал немалые суммы за кипяток. Разумеется, заварка для чая и сахар оплачивались отдельно.
Пассажирам, плывущими 1 и 2 классами, предлагалось суточное меню, либо делались индивидуальные заказы на отдельное блюдо, не стоявшее в меню.
Иногда, с плывущим параллельно судном, с разрешения капитана, команда вступала в состязание или «перегонки», в которых принимали участие все пассажиры - громко крича и азартно стуча по перилам.
Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ" Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"
С наступлением вечера, многие выходят на палубу полюбоваться закатом, когда вечер плавно переходит в ночь, а небо со звездами незаметно падает
в воду.
Вращаются колеса, шумит вода за бортом, а мы, благодаря почтовым открыткам из музейной коллекции, совершили с вами маленькое путешествие по Волге и узнали, что значит плыть на пароходе конца XIX века пароходной компанией «Русь», и что «провожают пароходы, совсем не так, как поезда»
ГБУК ВОКМ научный сотрудник Н.Л. Одинокова