Как провожают пароходы…

Сегодня   мы совершим   с вами   небольшое   путешествие по Волге, на пароходе «П. Харитоненко», который будет перемещаться по воде
со скоростью 30 верст в час.  Мы увидим маленькие и большие волжские   города, золотые плесы и покрытые лесом берега, купола церквей, мечети и минареты.             Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"                                     

Все речные суда, независимо от габаритов и назначения, передвигались по воде строго по расписанию и у каждого судна был свой гудок или свой голос.  Жители городов, живущих на берегах Волги, по этим пароходным гудкам определяли время суток и даже точно знали название судна, и откуда и куда оно идет.  
Волга, изобилующая многочисленными перекатами и мелями, требовала настоящего мастерства судовождения от капитана и команды.
Встречающиеся на воде красные бакены -  это всего лишь сигнальные навигационные знаки со светящимися керосиновыми лампами внутри, которые указывали капитанам мель и путь.

Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"

Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"

Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"

Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"

Подходя к пристани, наш пароход подает длинный свисток и поднимает белый носовой вымпел с буквой «Р».   С огромным волнением    и нетерпением пассажиры уже выстроились вдоль перил, вглядываясь во тьму,
а встречающие и провожающие    с такими же эмоциями   следят за тем,   как медленно  и плавно  судно   подбирается   к  царицынской  пристани.
Даже в сравнительно больших городах пристани не имели электрического освещения и в вечерних сумерках лишь керосиновые фонари скупо светили в нетерпеливом ожидании парохода публики.  С берега уже протянут провод, который позже подсоединят с   бортовой электрической сетью, и ярким светом   над пристанью   засияет иллюминация. По сброшенным сходням люди спускаются на берег, слышен смех, поцелуи и радостные возгласы.

Под такие  же звуки   свистка, наш   пароход  медленно  отчаливает от пристани, и вот  уже еле  видны на ней, машущие руками провожающие и  расходящиеся по берегу люди,  пароход  набрав силу идет  полным ходом, оставляя за собой на воде валы от колес.

Судно принадлежит    крупной   пароходной   компании  «Русь»,   одним из ее владельцев и держателей акций  был царицынский купец 
В.Ф. Лапшин. 

Между собой   речники называли   эти пароходы «русинскими». Они были окрашены в светло – фисташковый цвет, с черным корпусом и трубой. На колесном кожухе, на трубе и носовом вымпеле у всех   пароходов этой компании, красовалась синяя буква «Р».  На всем пути, по берегам больших или промежуточных   волжских городов, было установлено множество пассажирских пристаней и дебаркадеров.

В основном все большие и солидные пассажирские пароходы были трехклассными.  Пассажирам первого  и второго   класса, предлагались удобные   каюты: для мужчин и дам с ванными комнатами, где была горячая и холодная вода, а в холодное время года эти каюты еще и обогревались.  

«Пассажирские пароходы общества „Русь“ двухэтажные американского типа с электрическим освещением и паровым отоплением. К услугам пассажиров на всех пароходах имеются аптеки, библиотеки, газеты, пианино и семейные каюты, буфеты с первоклассными кухнями, ванны и, по желанию, постельное белье. Пассажирские билеты продаются, а клади принимаются на всех пристанях и пароходах общества „Русь“, а также на станциях железной дороги в Нижнем Новгороде и Рыбинске. Багаж пассажиров, купивших билеты на станциях железной дороги, на пароходы общества доставляется бесплатно».
Вот, что предлагала реклама пароходной компании.

В длинном рекламном списке услуг, предлагаемых компанией на пароходе, упоминается буфет.   Каждый буфетчик стремился заполучить пароход побольше и получше. Он приводил на судно поваров, кухонных рабочих, официантов всех классов и горничных. Как ни странно, главный доход буфетчик имел… от кипятка для пассажиров третьего и четвертого классов. Чайник кипятка стоил 2-3 копейки, а буфетчик получал его бесплатно: воды в Волге много, кипятит ее пар от машины.
Пассажирские места в третьем и четвертом классах обычно не пустовали, питание «палубных пассажиров» состояло из чая и домашней снеди. Продукты, выставленные на буфетной стойке, были им не по карману, пожалуй, кроме «косушки» водки и немудреной селедки, они оттуда ничего и не брали, а буфетчик загребал немалые суммы за кипяток. Разумеется, заварка для чая и сахар оплачивались отдельно.

Пассажирам, плывущими   1 и 2 классами, предлагалось суточное меню, либо делались индивидуальные заказы на отдельное блюдо, не стоявшее в меню.

Иногда, с плывущим параллельно судном, с разрешения капитана, команда вступала в состязание или «перегонки», в которых принимали участие все пассажиры - громко крича и азартно стуча по перилам.

       
Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"                                                                                 Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ"

С наступлением вечера, многие выходят на палубу полюбоваться закатом, когда вечер плавно переходит в ночь, а небо со звездами незаметно падает
в воду.

Вращаются колеса, шумит вода за бортом, а мы, благодаря почтовым открыткам из музейной коллекции, совершили с вами маленькое путешествие по Волге и узнали, что значит плыть на пароходе конца XIX века пароходной компанией «Русь», и что «провожают пароходы, совсем не так, как поезда»

  ГБУК ВОКМ научный сотрудник Н.Л. Одинокова