К 80-летию первого воздушного тарана в Сталинградской битве.

Александр Романович Попов родился в 1922 году в крестьянской семье в селе Стуково (сегодня - Павловский район Алтайского края). После окончания семилетней школы в родном селе поступил в педагогическое училище в Барнауле, которое окончил в 1940 году. Будучи студентом, обучался на курсах пилотов в Барнаульском клубе Осовиахима. В 1940 году был призван на срочную службу в Красную Армию. Окончил 7-ую Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. После начала Великой Отечественной войны служил лётчиком-инструктором в этом же училище.

С марта 1942 года служил в звании старшего сержанта в составе 629-го истребительного авиационного полка 102-й авиационной истребительной дивизии.

Из наградного листа: 23.07.42 г. в 17.15 в районе Клетская на перехват самолетов противника с аэродрома Воропово на самолете И-16  взлетел пилот 2 аэ ст. сержант Александр Романович Попов. Эта встреча пилота Попова с самолетом противника «Дорнье-215» произошла на Н-150 м., 2-3 км. севернее станицы Голубинская (правая сторона Дона). Навязывая противнику воздушный бой, пилот Попов быстро шел к нему на сближение, ДО-215 сделал несколько правых кренов и с дистанции 500 м. по самолету Попова со всех пулеметов открыл огонь. Пилот Попов, маневрируя, сблизившись с противником, сделал «горку» и сверху с дистанции 150 м. произвел атаку – со всех пулеметов открыл огонь, в результате чего убил стрелка-радиста, а самолет противника накренился вправо, пустил струю ядовитого дыма и начал имитировать беспорядочное падение до бреющего полета. На высоте 5-6 метров летчик вывел самолет и на бреющем полете стал уходить на солнце. Попов продолжал преследовать противника, прижимая его к земле, противник стал вторично выпускать ядовитый дым (газы). Маневрируя над  ДО-215 и, дождавшись полного выпуска ядовитого дыма, в момент, когда пулеметы самолета Попова отказали и мотор сильно перегрелся, на высоте 5-6 метров пилот Попов принял решение таранить и произвел удар винтом снизу в правую половину хвостового оперения. Самолет противника на бреющем полете пролетел несколько километров и врезался в землю в районе х. Осиновка Калачевского района. Свой самолет И-16 летчик приземлил неподалеку от падения фашистского самолета.

Во время этого сражения А.Р. Попов получил серьёзное ранение ноги и после лечения был комиссован. За этот подвиг Александр Романович был награждён Орденом Ленина. Об этом подвиге он сам написал в записках комсорга эскадрильи «В небе Сталинграда» в 1985г.

Александр Романович вспоминал:  «Выполнив очередное задание, наше звено истребителей вернулось на свой аэродром. Не успели поставить машины на стоянки, как получили приказ заправиться горючим и ждать сигнала на вылет. Прошли считаные минуты, и в небе вспыхнула красная ракета. Это означало, что нам предстоял очередной вылет. От командира эскадрильи мы узнали, что за Доном над станцией Клетская появился немецкий воздушный разведчик «Дорнье». Зенитных пушек там не было, и немец безнаказанно висел над нашей переправой.

Мне и сержанту Завалихину было приказано разыскать и сбить врага. Мы взлетели и взяли направление на станцию Клетская. Вскоре мой напарник ушел на поиск в сторону, я остался один. Всмотревшись, заметил над Доном самолет. Он в пространстве пересекал мой маршрут. Я взял курс на вражескую машину. Как оказалось, это был «Дорнье», за которым мы охотились.

Вражеский летчик тоже заметил меня и по-своему стал маневрировать, ведя по моему истребителю огонь. В ответ нажимаю на гашетку пулемета. Огненная трасса устремилась к врагу. Как мне казалось, пули достигли цели. «Дорнье» пошел к земле. Но это был очередной маневр врага. На высоте бреющего полета пилот выровнял машину и вновь стал набирать высоту.

Между нами завязался поединок. Израсходовал весь боезапас. Как быть? Решение было одно: таранить.

Самолеты летели на малой высоте, и, выбрав удобный момент, ударяю врага снизу. И тут почувствовал, как вздрогнула моя машина. Немецкий разведчик взорвался на земле. И я приземлился не очень удачно. Истребитель был основательно поврежден.

Командир части, увидев меня, сказал: – Ты везучий, парень. Мы считали тебя

После выхода на пенсию проживал в Новосибирске, где скончался в 2005 году. Похоронен на Заельцовском кладбище.

Подвиг героя увековечен в Волгоградской области.

В месте, где был сбит немецкий самолет, в 1986 г.  установлен памятный знак с надписью «Здесь 23 июля 1942 года летчиком 629-го истребительного авиаполка ПВО старшим сержантом Поповым Александром Романовичем был совершен первый в Сталинградской битве воздушный таран». На открытии памятного знака лично присутствовал Александр Романович.

В фондах Калачевского филиала Волгоградского областного краеведческого музея бережно хранятся документы о герое и великом труженике - Александре Романовиче Попове.

В ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник  «Сталинградская битва» находится диорама «Стойкость, победившая смерть», художника Ю.Ф. Усыпенко (военная студия им. М. Б. Грекова), на которой изображен легендарный воздушный бой.

Зав. КФ   Никитина В.В.