Доклад «Традиционные игры донских казаков: кулачные бои».  Рассказывает Луночкин Михаил Николаевич, директор МКУК «Чернышковский казачий музей».

Дорогие коллеги!

Сегодняшняя ситуация с пандемией коронавируса, внесла свою поправку в проведение обычных и привычных музейных семинаров. Казачий музей собирался озвучить свой доклад «Казачий кулачный бой у донских казаков», но… теперь приходится участвовать в нем, но уже в другом формате.

В каждый большой праздник в станице проходили привычные гульбища и игрища, на которых мальчики показывали свои умения. Подобные состязания назывались «шермиции» (этимология данного термина, по одной из версий, происходит от слова «шермовати» – «действовать оружием». У «шермиций» 10 дисциплин коллективных состязаний, среди которых – соревнования по владению шашкой, пикой и луком, борьба - «на ломка», скачки, джигитовка и другие. Одним из видов «шермиции» был и кулачный бой (кулачки).



Наиболее важными характеристиками кулачных организаций и самого ритуала боя являются:

1. Время проведения обряда

Кулачными боями отмечали наиболее значимые события в жизни казачьей общины: «растряс лугов», окончание сбора урожая, а также важнейшие календарные праздники: престольные, Масленица, Пасха, Троица. Серии кулачных боев организовывали в течение месяца, узнав о предстоящем возвращении со службы казаков-станичников.

Бои, привязанные к наиболее значимым событиям и датам, организовывались торжественно, при стечении большого количества зрителей и участников. Работая на первой книгой по истории Чернышковского района – «Цимлянская сторонка» в одной из глав автор упомянул, что в станице Есауловской они проходили  еще с XVII в. - на Рождество и Масленицу.

Бои «местного значения» проводились по желанию участников, в обычные воскресные дни, особенно в зимнее время.

 2. Общий состав участников боев

Главный принцип организации кулачного боя – разделение его участников на две партии («свои» - «чужие», «стенка - на стенку»). В зависимости от временной привязки обряда различался общий состав его участников.

Отличительной чертой «праздничных» боев было то, что в них принимали участие жители разных (как правило, соседних) поселений: «хутор на хутор», «хутор на станицу», «станица на станицу»; «будничные» бои местного значения строились по принципу: «улица — на улицу», «конец — на конец». В поселениях со сложным конфессиональным составом жителей разделение на партии осуществлялось по принципу: «православные – староверы».



  1. Места проведения боев


Места для проведения «кулачек» определялись с учетом двух первых факторов: они различались для «праздничных» и «будничных». Внутристаничные (внутрихуторские) бои проводились в центре поселения – на плацу (майдане), служащим рубежом между «концами», либо в другом, но также рубежном, месте.

Рубежной зоной в боях между жителями разных поселений служили: река (на льду в зимнее время), луг или поляна.

4. Этикет кулачного боя. Правила и запреты.

Нормы ведения кулачного боя предусматривали строгое выполнение определенных правил и запретов. Перед началом боя противоборствующие партии заранее обговаривали условия: биться «до бреши в стенке», «до полного разгона», «до черты» и т.д.

Во время боя старики следили за выполнением запретов и правил: не бить лежачего, не бить сзади («только в лоб»), бить только руками в голову и корпус; запрещалось вкладывать в руку (или рукавицу) свинчатку.

Люди, отличавшиеся недюжинной силой, накладывали на себя самозапрет на участие в боях.

При обсуждении боя полагалось хвалить «противников или товарищей по бою, о себе лично никто не упоминал: это было не принято и считалось признаком дурного тона.

Забота о раненых обычно возлагалась на женщин из числа зрителей. Запрещалось бить повторно того, у кого выступила кровь (это правило называлось «до первой крови»), Тяжелораненых уносили на носилках.

В дни больших праздников станичное правление или станичная знать выставляли в качестве приза победителям ведро водки. По решению суда стариков призы присуждались и наиболее отличившимся бойцам. В «будничных» боях штраф в виде водки выставляла проигравшая партия.

5. Социо-возрастная структура участников боя

Организация каждой из партий кулачного боя строилась на строгих социо-возрастных принципах. Выделялись следующие категории: дети 5-6 лет, подростки, казаки приготовительного разряда, служилые неженатые казаки, семейные и старики.
В ходе кулачного боя четко распределялись функции участников  этих категорий. Дети 5-6лет и подростки выполняли функцию «затравщиков». После того, как участники боя выстраивались в позиции «стенка — на стенку», вперед, в свободное пространство между линиями выходили мальчишки и для затравки выкрикивали в адрес противоположной партии «обидные слова». В ход шли станичные клички, намеки на казусные ситуации.

Следующими в схватку вступали «выростки» — подростки. Они набегали друг на друга верхом на палках, вооруженные прутьями с криками «ура». Своими действиями подростки имитировали «взрослый бой», но полноправными участниками обряда они не признавались.



После затравщиков на линию противостояния выходил «лидер». После короткой схватки лидеров в бой подключалась «стенка».

При этом также обычно соблюдалась очередность: сначала бились «выростки» – казаки приготовительного разряда. Это юноши от 17 – 18- 21 года, готовившиеся к службе.

Вслед за ними в бой вступали служилые казаки. Казаки в отставке вступали в бой по желанию: «выходили побаловаться, силой и удалью похвастать».

Каждая партия выбирала из числа опытных бойцов своего «атамана»: он расставлял бойцов в позиции и «следил, куда во время боя нужно помощь послать».

Функции стариков заключались в судействе: они следили за соблюдением правил боя, в случае необходимости останавливали его, наказывали виновных, награждали победителей.

Нередко, впрочем, особенно в «праздничные» бои, старики также подключались к схватке на заключительных ее этапах.

Однако в некоторых станицах сценарий кулачек развивался по иному сценарию.

1874-й год. Станичный грамотей, которого печалили казавшиеся ему бескультурием и дикостью нравы и обычаи казаков станицы М-й (?),  писал заметку  в главную на Дону областную газету «Донские войсковые ведомости». Вот выдержки из заметки:    «Ближе к вечеру появлялись желающие померять силы в борьбе. А уж потом приходило время кулачному бою.

Биться начинали ветераны в возрасте 70-ти лет и старше, кто мог, конечно. Выйдя из церкви, потоптавшись и размявшись на майдане, т.е. на главной станичной площади, которая перед церковью и находилась, они начинали задирать друг друга словесно, напоминая каждому о совершенных им за его длинную жизнь прегрешениях или даже злодеяниях, но, что хуже всего, о том, что вызывало насмешку и выставляло старика в нелепом, а то и позорном виде. Память у ветеранов была хорошая и они запросто могли припомнить полувековой и более давности неосторожность или оплошность друг друга, вдоволь поизмывавшись над седовласым «дристуном» или «пердуном». Словесная разминка переходила во взаимные толчки в грудь и плечи, а иногда и кулак свистел в воздухе, с былой резвостью и точностью попадая в скулу, нос или ухо оппонента».

Деды, конечно, быстро утомлялись и их место занимали мужчины лет 60-ти, в соку ещё. Большинство из них ещё имело любовниц на несколько десятилетий моложе их, кровь ещё довольно живо циркулировала в их жилах. Но и их, конечно-же, хватало не очень надолго.

Постепенно подтягивались казаки наиболее боеспособных возрастов – 30 - 40-летние. Сражение обретало правильный вид. Выстраивались стенки, где западная часть станицы билась с восточной, в рядах дерущихся появлялись станичные чемпионы боевых единоборств.

Были особенности, отличавшие бои в этой станице от аналогичных состязаний в иных станицах. Как видим, начали бой ветераны, что не совсем привычно видеть в описаниях подобных встреч. Самые, казалось бы, подходящие для этого занятия казаки 20-ти и чуть за 30 лет в боях не участвовали. Можно лишь предположить, что их осознанно берегли. Назавтра могли объявить мобилизацию и в спешном порядке отправить казаков за тридевять земель в тридесятое царство. Зачем им ломать руки-ноги и разбивать головы без особой надобности?

 

Собирая сведения о кулачных боях, автор встретился со старожилом – Зубаревым Германом, а в его краеведческих записках разыскать эпизод, связанный с местными кулачками записанный со слов старого ка­зака Авдея Абрамовича Звездина.

- «До революции хутор Урюпин Есауловской стани­цы Второго Донского округа на­считывал 150 дворов.

Здоровый народ был. За лето израбатывались в нит­ку, черные да жилистые, а уж по первым морозам, в празники, на кулачки вали­ли. Народу! В стенку стано­вились в одних рубахах. Простоволосые, чупы зави­тые, сапоги начищены. Любо-дорого посмотреть! Наши с захаровцами (х. Захаров – Л.М.Н.) дра­лись у Пахомова кургана. Какой раз захаровцы нашу стенку ломили, какой наши захаровцев. Синяков наби­вали страсть, а обиды ника­кой. Тут тоже порядок был твердый - закладку не брать, лежачего не бить. Посля кулачков выкатыва­ли бочку вина. Все вместе веселились ды синяками сверкали.

С обоих сторон особые бойцы были, их не свернешь. Стенка рассыпалась, они встанут спина к спине - не подойдешь. У нас вон досе живые двоюродные братья Михаил Петрович и Петро Потапыч Карповы. Дюжа до кулачек охочие были, для них это празник великай. Ишо до революции поехал Петро с жаной в санях к родичам в Тормосин. А там кулачки, край хуто­ра на другой. Спро­сил, в какой стенке родичи, встал и давай валять. Подрался, вина попил, погостевал - доволен».

Второй эпизод можно отнести к «праздничному» бою - «конец — на конец».  Описан он в книге нашего земляка Василия Арсеньевича Беляевского «ГОЛГОФА. Очерки из моих воспоминаний. 1882-1964 гг.».

В описываемый период (около 1892 г.) он учился в Есауловском приходском училище, лет ему было около 10, и на зимних каникулах он находился в родном хуторе Лозной, что стоял на одноименной речке.

«Эта речка разделяла наш хутор на две половины, нижнюю и верхнюю. На этой как бы нейтральной площади часто по праздникам собиралась молодежь повеселиться и порезвиться   на  льду.   По праздникам наша дружная компания   всегда  собиралась  у  Тани   Малюгиной. <…>

Последний день масленицы — воскресенье. Это воскресенье у нас называлось «Прощенным воскресеньем», так как был обычай перед Великим постом в этот день просить прощение у родителей и даже знакомых.

В этот день, как правило, мы были все у Тани.  День был тихий, солнечный, февральский легкий морозик, на солнце снежок искрился алмазными переливами. В окно из Таниной комнаты хорошо было видно площадку реки, где собиралась молодежь. Мы из окна наблюдали, как молодежь танцуя, кружилась, перехватывая друг друга, с песнями и веселым смехом, без конца веселилась.

Тут же вокруг веселой толпы молодых девчат и парней, — дети  весело  катались на   коньках, показывая свое искусство друг перед другом, выделывая разные фигуры, ребятишки радостно визжали, чтобы обратить на себя внимание.

Карп Захарьевич (учитель церковно-приходской школы – Л.М.Н.)  также  следил  в окно вместе с нами за этой  веселой сценой. Он заметил, что парни из общей группы расходятся, делясь на две партии. Он спросил меня, что это значит? Я тоже обратил внимание на эту группировку и пояснил, что видно молодежь собирается устроить кулачный бой.

Ксения предложила пойти посмотреть на этот бой, добавив, что она любит смотреть на это интересное зрелище, остальные девочки в один голос поддержали ее желание.

И уже через несколько минут мы все были в общей веселой толпе, наблюдали как парни построились шеренгами и наступали друг на друга, держа свои кулаки наготове, нападая или отражая нападение противника.

Нашу группу, где участвовал мой старший брат Яков, стала противная сторона теснить, и мы в общей массе остались позади кулачного боя. Вдруг, ко мне подскочил один из противной группы, угрожая ударить. Я, не долго думая, сбросил пальто на руки Ксении и приготовился к бою. Он с большой яростью набросился на меня и я, не допуская его до себя, отскочил в сторону и ударил его кулаком в лицо с такой силой, что он упал на лед, обливаясь кровью. Увидев нашу схватку, его товарищи набросились на меня и я с трудом отбивался от нескольких человек, но в этот момент на выручку поспешил мой брат и другие бойцы из нашей группы. Завязалась горячая схватка, которая к нашему благополучию закончилась в нашу пользу».

 

Казачий рукопашный бой сегодня.

Потомки донских казаков бережно сохраняют свои традиции. Сейчас казачий кулачный бой – как спортивная дисциплина, возрождается во многих казачьих обществах России. Так на казачьих сборах «Золотой щит – казачий спас" с 2012 г. проводится военно-прикладной этно-культурный семинар. Проходит он в летнем полевом (палаточном) лагере на берегу р. Хопер Кумылженского района Волгоградской области.

Для казачат казачьих обществ, кадетских корпусов готовится программа, приглашаются инструкторы и преподаватели. Юные участники изучают историю боевых искусств, прикладное мастерство, искусство верховой езды, фланкировку, джигитовку, в том числе и приемы кулачного боя, который ведет бессменный инструктор, атаман Сергей Витальевич Шалимов из г. Воронежа.

Чернышковский казачий музей в течение последних семи лет проводит свои «шермиции», но кулачный бой в них отсутствует из-за отсутствия финансирования приобретения спортивного инвентаря: перчаток и шлемов. Однако, надежда возродить «кулачки» у музейщиков остается.