
07.08.2020 | Музей онлайн
Виктор Георгиевич Фетисов
Виктор Георгиевич Фетисов - народный художник Российской Федерации, Почетный гражданин города-героя Волгограда ( 07.08.1937 – 12.07. 2018).
В нашем городе, как ни в каком другом, слышно эхо истории. Боль Сталинградской битвы навсегда в наших сердцах. Город, полностью разрушенный в годы войны, отстроен заново и уже прочно вошел в мировую историю в качестве культурно-исторического мемориала прошедшей войны Немалый вклад в славную историю уже мирного города внесли его жители, гордо носящие имя сталинградцев. Виктор Георгиевич Фетисов — настоящий сын героического Сталинграда. В творчестве Виктора Фетисова, как в зеркале, отразилась судьба родного города, его военная история и трудовые подвиги мирных жителей. Его работы — это скульптурная летопись нашего времени, правдиво изображающая современную эпоху и наш удивительный народ, которому по силам и героический подвиг, и ратный труд, и великие духовные свершения.
Монументальное искусство всегда считалось высшим мастерством скульптора Виктора Георгиевича Фетисова. Виктор Фетисов вошел отдельной страницей в летопись монументального искусства нашего города. Начав с работы на мемориальном комплексе Мамаева кургана ещё в студенческие годы (здесь он выполнял фрагмент правой стены), он продолжал работать в жанре мемориальной скульптуры на протяжении всей жизни.
Затем появляется памятник в поселке Клетском, посвященный двум воинам-комсомольцам – Петру Гутченко и Александру Покальчуку, закрывшим амбразуру вражеского дзота. Горельефные фигуры в едином порыве устремлены в бессмертие. В это же время скульптор создает въездной знак в Волгоград со стороны Москвы, а чуть позже – въездной знак в Волгоград со стороны Ростова-на-Дону. В соавторстве с Ю. Боско он делает монументально-декоративный рельеф «Рабочий Прометей» для Дома культуры завода синтетического каучука. В конце 1990-х годов он создает рельефы для спортивного комплекса в Советской районе Волгограда, взяв лейтмотивом тему олимпийских игр и выполнив рельефы в стилизованной под древнегреческое искусство манере.
Впоследствии автором будет создано много мемориальных портретов, лучшие из которых вошли в историю портретного искусства. Это бюст летчика-космонавта СССР Ю.В. Малышева, портреты офтальмолога С. Н. Федорова, генерала милиции С. М. Самоделкина.
Одним из лучших образов, увековеченных в памятнике, является образ маршала Г.К. Жукова. Виктор Фетисов создал два памятника легендарному маршалу – в Дзержинском районе, установленный в 1999 году, и памятник в Центральном районе Волгограда, у музея-панорамы «Сталинградская битва». Великий полководец показан личностью сильной, неординарной, не знающей страха и сомнений.
Долгие годы обдумывал скульптор идею создания памятника первым тракторостроителям. Начав с портрета комсомольского лидера Лидии Пластиковой, принимавшей участие в строительстве завода, В. Фетисов создал целую серию портретов её соратников, многие из которых вошли впоследствии в композицию многофигурного памятника «Семитысячники», а также знаменитого директора завода В.А. Семенова. Памятник являет собою подробное повествование о трудовых подвигах первых тракторостроителей. К 75-летию открытия тракторного завода памятник был установлен на территории ВГТЗ.
В самом центре города, у реки Царицы установлен памятник Александру Пушкину, который Виктор Фетисов подарил родному городу. Идея памятника созвучна словам поэта: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа». Из цельной глыбы гранита, словно из дали веков, проступают знакомые черты поэта. К памятнику действительно не зарастает народная тропа — там регулярно собираются любители поэзии и просто горожане.
Памятник поэтессе Маргарите Агашиной тоже подарен городу скульптором совместно с меценатами Б.Т. Изгаршевым и Е.П. Ищенко. Концепция этого памятника совсем другая. Поэтесса изображена простой русской женщиной, стоящей в раздумье. Женственность образа подчеркивается белым мрамором, из которого выполнена скульптура.
Особое место в портретном творчестве Виктора Фетисова занимает серия портретов летчиков-испытателей. Начав с портрета С.А. Микояна, знаменитого летчика-испытателя, скульптор на всю жизнь остается верен «небесной» тематике. Это и скульптурный портрет нашего знаменитого земляка, Героя Советского Союза, летчика-испытателя А.В. Федотова. Позже он создает два связанных между собой портрета — дважды Героя Советского Союза Ю. В. Малышева, летчика-космонавта, и Героя Советского Союза В.Б. Емельяненко. Они оба из г. Николаевска Волгоградской области. Затем был создан знаменитый памятник в Ахтубинске, посвященный погибшим летчикам.
Военная тематика продолжается в творчестве автора и в XXI веке. Он создает памятник, посвященный воинам-сибирякам, освобождавшим наш город. Здесь отразились детские воспоминания автора, когда его, маленького мальчика, вынесли из подвала на свет мирного дня большие сильные люди в белых полушубках. Памятник выполнен в граните и бронзе и воспроизводит ту сцену из далекого детства.
Немногочисленные женские портреты проникнуты особой теплотой и лиризмом. Это и портрет матери, простой русской женщины, труженицы, лишенный какой-либо позы и искусственности и оттого чрезвычайно убедительный. Портрет олимпийской чемпионки Е. Слесаренко, напротив, выполнен в античных традициях и с лавровым венком на голове, чтобы подчеркнуть особый статус чемпионки, увенчанной этим символом победы в Афинах.
Работы Фетисова приобретены Киевским музеем искусств, есть они и в Третьяковской галерее в Москве. Виктор Георгиевич многие работы преподнес городу и области в дар. Часть его работ хранится и в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова и в Волгоградском областном краеведческом музее.
Текст: научный сотрудник Н.А. Ерохина.
В нашем городе, как ни в каком другом, слышно эхо истории. Боль Сталинградской битвы навсегда в наших сердцах. Город, полностью разрушенный в годы войны, отстроен заново и уже прочно вошел в мировую историю в качестве культурно-исторического мемориала прошедшей войны Немалый вклад в славную историю уже мирного города внесли его жители, гордо носящие имя сталинградцев. Виктор Георгиевич Фетисов — настоящий сын героического Сталинграда. В творчестве Виктора Фетисова, как в зеркале, отразилась судьба родного города, его военная история и трудовые подвиги мирных жителей. Его работы — это скульптурная летопись нашего времени, правдиво изображающая современную эпоху и наш удивительный народ, которому по силам и героический подвиг, и ратный труд, и великие духовные свершения.
Монументальное искусство всегда считалось высшим мастерством скульптора Виктора Георгиевича Фетисова. Виктор Фетисов вошел отдельной страницей в летопись монументального искусства нашего города. Начав с работы на мемориальном комплексе Мамаева кургана ещё в студенческие годы (здесь он выполнял фрагмент правой стены), он продолжал работать в жанре мемориальной скульптуры на протяжении всей жизни.
Затем появляется памятник в поселке Клетском, посвященный двум воинам-комсомольцам – Петру Гутченко и Александру Покальчуку, закрывшим амбразуру вражеского дзота. Горельефные фигуры в едином порыве устремлены в бессмертие. В это же время скульптор создает въездной знак в Волгоград со стороны Москвы, а чуть позже – въездной знак в Волгоград со стороны Ростова-на-Дону. В соавторстве с Ю. Боско он делает монументально-декоративный рельеф «Рабочий Прометей» для Дома культуры завода синтетического каучука. В конце 1990-х годов он создает рельефы для спортивного комплекса в Советской районе Волгограда, взяв лейтмотивом тему олимпийских игр и выполнив рельефы в стилизованной под древнегреческое искусство манере.
Впоследствии автором будет создано много мемориальных портретов, лучшие из которых вошли в историю портретного искусства. Это бюст летчика-космонавта СССР Ю.В. Малышева, портреты офтальмолога С. Н. Федорова, генерала милиции С. М. Самоделкина.
Одним из лучших образов, увековеченных в памятнике, является образ маршала Г.К. Жукова. Виктор Фетисов создал два памятника легендарному маршалу – в Дзержинском районе, установленный в 1999 году, и памятник в Центральном районе Волгограда, у музея-панорамы «Сталинградская битва». Великий полководец показан личностью сильной, неординарной, не знающей страха и сомнений.
Долгие годы обдумывал скульптор идею создания памятника первым тракторостроителям. Начав с портрета комсомольского лидера Лидии Пластиковой, принимавшей участие в строительстве завода, В. Фетисов создал целую серию портретов её соратников, многие из которых вошли впоследствии в композицию многофигурного памятника «Семитысячники», а также знаменитого директора завода В.А. Семенова. Памятник являет собою подробное повествование о трудовых подвигах первых тракторостроителей. К 75-летию открытия тракторного завода памятник был установлен на территории ВГТЗ.
В самом центре города, у реки Царицы установлен памятник Александру Пушкину, который Виктор Фетисов подарил родному городу. Идея памятника созвучна словам поэта: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа». Из цельной глыбы гранита, словно из дали веков, проступают знакомые черты поэта. К памятнику действительно не зарастает народная тропа — там регулярно собираются любители поэзии и просто горожане.
Памятник поэтессе Маргарите Агашиной тоже подарен городу скульптором совместно с меценатами Б.Т. Изгаршевым и Е.П. Ищенко. Концепция этого памятника совсем другая. Поэтесса изображена простой русской женщиной, стоящей в раздумье. Женственность образа подчеркивается белым мрамором, из которого выполнена скульптура.
Особое место в портретном творчестве Виктора Фетисова занимает серия портретов летчиков-испытателей. Начав с портрета С.А. Микояна, знаменитого летчика-испытателя, скульптор на всю жизнь остается верен «небесной» тематике. Это и скульптурный портрет нашего знаменитого земляка, Героя Советского Союза, летчика-испытателя А.В. Федотова. Позже он создает два связанных между собой портрета — дважды Героя Советского Союза Ю. В. Малышева, летчика-космонавта, и Героя Советского Союза В.Б. Емельяненко. Они оба из г. Николаевска Волгоградской области. Затем был создан знаменитый памятник в Ахтубинске, посвященный погибшим летчикам.
Военная тематика продолжается в творчестве автора и в XXI веке. Он создает памятник, посвященный воинам-сибирякам, освобождавшим наш город. Здесь отразились детские воспоминания автора, когда его, маленького мальчика, вынесли из подвала на свет мирного дня большие сильные люди в белых полушубках. Памятник выполнен в граните и бронзе и воспроизводит ту сцену из далекого детства.
Немногочисленные женские портреты проникнуты особой теплотой и лиризмом. Это и портрет матери, простой русской женщины, труженицы, лишенный какой-либо позы и искусственности и оттого чрезвычайно убедительный. Портрет олимпийской чемпионки Е. Слесаренко, напротив, выполнен в античных традициях и с лавровым венком на голове, чтобы подчеркнуть особый статус чемпионки, увенчанной этим символом победы в Афинах.
Работы Фетисова приобретены Киевским музеем искусств, есть они и в Третьяковской галерее в Москве. Виктор Георгиевич многие работы преподнес городу и области в дар. Часть его работ хранится и в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова и в Волгоградском областном краеведческом музее.
Текст: научный сотрудник Н.А. Ерохина.