Традиционной женской одеждой поволжских немцев   была т.н. рокенкофт - белая рубаха, синяя юбка, передник-фартук, шнурованный лиф-корсаж и чепец.   Замужние женщины обязательно носили белые чепцы. Мужская одежда состояла из белой рубахи с отложным воротником, жилета, узких брюк по колено, куртки (синий полукафтан) и башмаков с пряжкой (или сапогов). На голове — чёрная широкополая шляпа или картуз.

Женщины пожилого возраста носили одежду темных тонов и более строгого покроя, чем молодые. Со временем из одежды женщин братской общины исчезали специфичные черты, свидетельствующие об их конфессиональной принадлежности. После исключения Сарепты из Братского союза в 90-х гг. XIX в. исчезла последняя конфессиональная особенность: цветовая символика лент, подвязывающих чепцы.

Немецкие колонии на Волге с момента образования отличались своим бытом и традициями. Жизнь колонистов состояла в основном в тяжелой и длительной сельскохозяйственной работе. Они выращивали различные культуры, разводили скот, многие были заняты на предприятиях. У немцев Поволжья было всего не более 60 праздничных и воскресных дней в году. Особым почетом у колонистов пользовались Рождество, Новый Год, Пасха и Троица.

С особой помпезностью колонисты праздновали престольные праздники ‑ кирмесы (Kirmes, Kirchmesse, в названии колонистов "Kirh") ‑ праздник  урожая.Поздней осенью проходили также сватовства, чаще всего тайно, и участие в них принимали только мужчины. Свадьба обычно проходила в доме жениха, куда приглашались все родственники. Интересен и обряд приглашения гостей: возвестители сообщали о приглашении, с ними ходили женщины с корзинами и собирали посуду для торжества. Колонисты сохранили массу своеобразных, вынесенных еще из Германии обычаев.

Накануне Рождества в церкви устанавливалась елка, украшенная пряниками и конфетами, которые после вечерней службы раздавали детям. В дома приглашали ряженых, которые пугали детей и заставляли рассказывать обо всех проступках, и лишь раскаявшиеся дети получали подарки. Пасха, несмотря на свое большое религиозное значение, праздновалась довольно скромно. Обязательным было посещение кирхи, а детям традиционный заяц приносил в ночь на Пасху яйца и игрушки.

Научный сотрудник Н.А. Ерохина