Национальные костюмы и традиции казахов
В одежде казахов отражались материальные и социальные различия. Зажиточное население использовало привозные ткани. Бедняки войлок, домотканные изделия, шкуры и кожу. Мужской костюм состоял из штанов с широким шагом, просторной рубахи с отложным воротником и узкого камзола до колен с застежками и стоячим воротником. В качестве верхней одежды использовались длинные халаты - чапаны. В холодное время хода мужчины носили вторые штаны, изготовленные из мягкой кожи, овчины или шерстяной ткани, длинные шубы или овчинные тулупы. Иногда шубу заменяли несколько халатов, одетых один на другой. Непременной принадлежностью мужского костюма был кушак или пояс. Зажиточные люди украшали их вышивкой, теснением, золотыми или серебряными накладками.
Головные уборы казахов сохраняли территориальные и племенные различия. Чаще всего это были войлочные шляпы с тульей средней высоты и разрезанными, отогнутыми полями. Носили мужчины и шапки из меха или овчины с широкой опушкой. Под шапку любого вида казахи обязательно надевали тюбетейку.

В качестве повседневной обуви носили сапоги. Богачи предпочитали обувь из крашеной цветной кожи с высоко загнутыми носами и на высоком каблуке. Бедняки довольствовались кожаными лаптями.
Женский костюм представлял собой платье, состоящее из двух частей рубахи до талии и пришитой к ней юбке с оборками. Под платье надевали широкие шаровары. Поверх платья надевали приталенную безрукавку до колен. Дополнялся костюм широким халатом на вате или на меху. Молодые женщины носили одежду ярких цветов, пожилые предпочитали белый цвет и темные тона.

Музыка сопровождала казаха на протяжении всей жизни. С помощью музыки передавались знания о мире, истории народа, прививались этические нормы. Казахские инструменты представлены более чем двадцатью видами. Среди струнных инструментов особо почитается домбра. Этот щипковый инструмент — визитка казахской музыкальной культуры. Кобыз - струнный музыкальный инструмент смычкового типа делали из куска дерева, изгибая таким образом, чтобы он напоминал ковш.

Тяжелые условия жизни, заставлявшие казахов часто переезжать с одного пастбища на другое, выработали у них решимость и неприхотливость. Много казахских обрядов связано с рождением ребенка, его детскими и юношескими годами.
Наиболее почитаемым праздником у казахов является Наурыз, отмечаемый в день весеннего равноденствия. Накануне готовят особое блюдо наурыз-коже. Разиайт праздник разговения. Он знаменует окончание мусульманского поста. В этот день казахи на конях объезжают родственников и поздравляют с праздником. В аулах проходят национальные игры.

Главным считается праздник жертвоприношения, курбанайт, который справляют через 70 дней после разиайт. Обязательный ритуал данного праздника общая молитва в мечети, предшествующая жертвоприношению. После принесения в жертву ягненка мясо частично съедают во время праздничной трапезы, частично раздают беднякам. В этот день казахи организуют традиционные состязания.
В настоящее время подавляющая часть казахов относится к мусульманам-суннитам ханифитского толка. Ислам получил распространение среди казахов в кон. XVIII нач.XIX вв.

У казахов сложился самобытный национальный этикет. В старину, если к вам пришел незваный гость, его нужно сперва обязательно накормить, а уж потом спрашивать о цели визита. За столом (дастарханом) запрещалось сидеть, опершись на что-либо, закладывать руки за голову, есть полулежа, вытягивать ноги вперед или сидеть на корточках. Старинный казахский этикет предписывал не распускать девушкам волосы, надевать одежду с правой руки, ломать хлеб двумя руками, также было запрещено гасить огонь водой.


Научный сотрудник ГБУК "ВОКМ"
Н.А. Ерохина