Уже в бронзовом веке стали распространяться захоронения умерших, имевших высокий социальный статус. Это были, как правило, основные погребения, с которыми было связано сооружение крупных курганных насыпей. Инвентарь этих могил достаточно разнообразен и включает, кроме обычных сосудов и костяных колец, крупные орудия из бронзы, наборы выемчатых кремневых наконечников стрел, бронзовые шилья и височные подвески в 1,5 оборота, каменные песты и ступы. Реже встречаются уникальные предметы. Так, в элитном погребении у хут. Первомайский в Калачевском районе был обнаружен костяной жезл — атрибут сакральной власти вождя-жреца.

[caption id="attachment_4560" align="aligncenter" width="467"] Могильник Первомайский I курган 4 погребение 4

(из раскопок 1984 г. под руководством В.И. Мамонтова)[/caption]

Он изготовлен из кости ископаемого животного. Изделие представляет собой отполированный стержень длиной более 50 см, на одном конце которого имеется шаровидное утолщение. На узком конце просверлено отверстие, вероятно, для кожаной петли. Кроме того, около покойника, лежавшего на подстилке красной охры, положили мясо жертвенного животного, сосуд, когда-то наполненный варевом, абразивные камни для заточки лезвий, бронзовое шило и бронзовый нож, кремневые отщепы, глиняный «хлебец».

 

[caption id="attachment_4561" align="aligncenter" width="768"] Из фондов музея[/caption]

Довольно близкие аналогии скипетру из Первомайского 1 можно увидеть на печати хеттского периода XVI в. до н. э. На ней изображены сидящие около “древа жизни” два божества, их руки подняты во взаимном приветствии и  держат изогнутые короткие скипетры с “набалдашниками”.

Следует отметить, что традиция использования жезлов как символов власти имеет не только глубокие корни, уходящие еще в эпоху камня, но и широкие территориальные ареалы своего бытования.

К примеру, очень примечательно изображение бога Шаррума и царя Тудхалия в хеттском святилище Язылыкая. Мы видимо определенное сходство по форме. Исследователи также предполагают, что подобные инсигнии, первоначально использовались как оружие, но в последствии имели только символический характер.

[caption id="attachment_4562" align="aligncenter" width="709"] Фрагмент стены святилища Язылыкая (территория современной Турции), расположенного в нескольких километрах от руин древней столицы хеттов Хаттушаша. Бог Шаррума и царь Тудхалия (1250—1220 гг. до н. э.).[/caption]

 

Текст: Научные сотрудники Кривошеева А. В., Ролдугина С. С.