
10.02.2022 | Музей онлайн
Школа кройки и шитья
Шитье и рукоделие в целом выступали ключевым элементом женского обучения в Российской Империи. Шитье давало возможность бедным городским женщинам возможность зарабатывать на жизнь, а также вносить свой вклад в семейный бюджет, работая на дому и не нарушая домашних и семейных идеалов правительства и общества. К 1870 г. шитье стало обязательным предметом для всех учениц начальных и средних школ. Всего в период между 1860 и 1914 гг. были основаны сотни школ и швейных мастерских, в которых девочек и женщин обучали искусству шить, вязать, вышивать и изготавливать шляпки и искусственные цветы. Во второй половине XIX века с ростом популярности курсов шитья многие женщины открывали собственные ателье, не имея опыта работы учениками или подмастерьями.
Учитывая невысокий уровень подготовки, на образование портных смотрели сквозь пальцы — главное, чтобы они удовлетворяли нужды покупателей. В женских профессиональных школах обучалось от 20 до 50 учениц. В среднем, курс кройки и шитья в зависимости от заведения, интенсивности и продолжительности – стоил около 40 рублей в год.
В Царицыне одной из таких школ заведовала М. Г. Поздюнина преподававшая по методам профессора Дрезденской модной академии Гункеля, основательницы Парижских курсов кройки мадам Теодор и методическому пособию Глодзинского. В школе можно было научиться кройке и шитью мужской, женской и детской одежды. После успешного освоения курса выдавалось свидетельство. Найдя место ученика в портновской мастерской, родители заключали контракт с мастером. Они договаривались о времени ученичества, которое могло занимать от двух до шести лет; средняя продолжительность обучения в портновской профессии составляла 4–5 лет. Мастер предоставлял ученику жильё и питание, однако нередко родителям приходилось обеспечивать своего ребёнка одеждой. После подписания контракта родители оставляли своего отпрыска в мастерской и, как правило, не виделись с ним до самого завершения обучения.
Первая мировая война радикально изменила положение в сфере шитья: отныне подавляющая часть швейных заведений работала на государство, изготавливая одежду для солдат на фронте, и рыночные механизмы, по которым было выстроено производство были повреждены. Последовавшая за этим революция 1917 года нанесла ещё более сильный удар по швейному делу.
Учитывая невысокий уровень подготовки, на образование портных смотрели сквозь пальцы — главное, чтобы они удовлетворяли нужды покупателей. В женских профессиональных школах обучалось от 20 до 50 учениц. В среднем, курс кройки и шитья в зависимости от заведения, интенсивности и продолжительности – стоил около 40 рублей в год.
В Царицыне одной из таких школ заведовала М. Г. Поздюнина преподававшая по методам профессора Дрезденской модной академии Гункеля, основательницы Парижских курсов кройки мадам Теодор и методическому пособию Глодзинского. В школе можно было научиться кройке и шитью мужской, женской и детской одежды. После успешного освоения курса выдавалось свидетельство. Найдя место ученика в портновской мастерской, родители заключали контракт с мастером. Они договаривались о времени ученичества, которое могло занимать от двух до шести лет; средняя продолжительность обучения в портновской профессии составляла 4–5 лет. Мастер предоставлял ученику жильё и питание, однако нередко родителям приходилось обеспечивать своего ребёнка одеждой. После подписания контракта родители оставляли своего отпрыска в мастерской и, как правило, не виделись с ним до самого завершения обучения.
Первая мировая война радикально изменила положение в сфере шитья: отныне подавляющая часть швейных заведений работала на государство, изготавливая одежду для солдат на фронте, и рыночные механизмы, по которым было выстроено производство были повреждены. Последовавшая за этим революция 1917 года нанесла ещё более сильный удар по швейному делу.
