А чем только не награждали красноармейцев, отличившихся в боях за новую жизнь?... и часами, и оружием, и одеждой.  Это одна из самых необычных наград Гражданской войны, ставшая символом Красной армии. Доблестных бойцов в кумачовых штанах изображали советские художники. Их образы сохранились на советских плакатах, фотографиях, кинолентах. Но у красных шаровар сложная и противоречивая фронтовая история.

Во времена Гражданской красный цвет был очень популярен среди бойцов РККА. Он символизировал революцию и молодую советскую республику. Кроме того, он прекрасно читался на большом расстоянии и помогал отличать своих от чужих.

Бойцы выискивали любую возможность украсить свой костюм какой-нибудь красной вещицей или тряпицей, хотя и нарушали уставную форму. Впрочем, эта форма существовала только на бумаге. На деле органы снабжения едва работали, носить приходилось то, что могли раздобыть на прифронтовых складах и изъять у населения.

Особой удачей считалось найти на каком-нибудь складе прочную ткань красного цвета. Из нее шили косоворотки, жилеты, украшали отрезом материи верх папах или зачехляли ими фуражки. Случалось, что бойцов с головы до ног одевали в импровизированную форму из красной материи.

Так как единого регламента форменной одежды не было, то донашивалась старая форма, которой на складах было много.

В том числе и красных кавалеристских шаровар. И именно они стали использоваться как награда за ратный подвиг.

А почему награждали именно штанами, а не медалями и орденами? Командарм  Б.М. Думенко считал, ордена нужно выдавать только за битву с врагом.

Красные революционные штаны выдавались немногим, отличившимся в боях красноармейцам. Носившие их выделялись из толпы, имели привилегии. А во избежание мошенничества, к шароварам прилагался документ, удостоверяющий право на их ношение.

В Киеве после ухода немцев в 1918г, на складах осталась униформа австрийских гусар. Доказано, что штаны из этой униформы и использовались для награждения.

Скорее всего, для награждения использовался более нарядный вариант с вышивкой, что подтверждает боец Попандопуло, в отрывке видео из художественного кинофильма "Свадьба в Малиновке". Фильм вышел на экраны в 1967г, когда было живо ещё много участников той войны и они отмечали, что хотя по сюжету этого кино, его отряд (банда) был белогвардейский, скорее всего это был один из того множества украинских отрядов, которые периодически были то красноармейскими, то независимыми. Если бы носитель таких штанов попал в руки белогвардейцев, или националистов, то неминуемо был бы расстрелян.

Из дневника И.Бабеля о польском походе С.М. Будённого: "….Шоссе, проволока, вырубленные леса, и уныние, уныние без конца. Есть нечего, надеяться не на что, война, все одинаково плохи, одинаково чужие, враждебные, дикие, была тихая и главное исполненная традиций жизнь.  Буденновцы на улицах. В магазинах - только ситро, открыты еще парикмахерские. На базаре у мегер - морковь, все время идет дождь, беспрерывный, пронзительный, удушающий. Нестерпимая тоска, люди и души убиты…
…В штабе - красные штаны, самоуверенность, важничают мелкие душонки, масса молодых людей, среди них и евреи, состоят в личном распоряжении командарма и заботятся о пище…"

В исторических документах встречаются упоминания, что и лично сам Л.Д. Троцкий награждал такими штанами.

В Фондах  Волгоградского областного  краеведческого музея имеются красные,  революционные шаровары. Это уникальный экспонат – свидетель эпохи.



Они поступили в 1968 году от участника гражданской войны на Украине  Затямина Тимофея Яковлевича, уроженца  с. Салтынь  Урюпинского района.

После гражданской войны он трудился на партийной работе в Сталинградской области, Урюпинском районе.  Награжден грамотой.

Текст: Заведующий отделом методического и информационного обеспечения Иванова Е.М.