Проект «Земля  твоя   и моя».  Цыгане   

     Цыгане — самый крупный из народов, у которых до сих пор нет своего государства, и они живут в прямом смысле на всей планете. Цыгане принадлежат к различным религиозным конфессиям и даже говорят на разных языках. Однако всех цыган мира объединяет романипэ — цыганский дух, похожие традиции и культура.
Флаг цыган разделен на две горизонтальных полосы. Верхняя, синяя, символизирует небо; нижняя, зеленая — траву, поля. Красное восьмиспицевое колесо символизирует собой традиционное кочевье и «вечное кочевье духа». Кроме того, оно напоминает рисунок чакры, намекая на индийское происхождение цыганского народа.

В XVII веке миграция в Нижнем Поволжье  достигла  значительных  масштабов. Сюда  переселилось  множество  беглого люда со своим скотом, имуществом, семьей, используя  все легальные и нелегальные  возможности.

Постепенно наладился товарообмен, что привело к появлению крупнейших в регионе перевалочных пунктов, рынков, куда и стремились со своими изделиями народного промысла и товаром цыгане. Работа умелого кузнеца, лудильщика, коневода, корзинщика, бочкодела всегда   была   в   цене.

Мужчины-цыгане продавали и обменивали лошадей различных пород, домашних животных и скот. Цыганки промышляли попрошайничеством, гаданием, плетением  корзин.

В черте города постоянных, компактных поселений цыган  не было. Табор обычно становился на определенный срок в устьях Дона, Хопра, Волги, а потом, спустя определенное время, продолжал   движение.

Среди таборного населения царило большое социальное расслоение. Существовали бедные, среднего достатка и богатые роды (вицы). Все были лишены необходимой медицинской помощи. Поэтому в отдельных таборах царила полуголодная жизнь с туберкулезом, дизентерией. Все кочующее поселение было неграмотным. Лишь отдельные представители цыган умели читать и писать.

Положение цыган несколько изменилось в 1861 году – после отмены крепостного права. Считается, что именно с этого времени начало расти количество оседлых цыган, которые селились в купленных или заброшенных  домах   на   окраине   города   и   областных   центрах.

В конце XIX – начале XX века большинству цыган пришлось перейти на оседлость. Появились спонтанные поселения и слободки в низовьях Дона, Хопра, Волги, образовавшиеся в Котельниковском, Среднеахтубинском, Светлоярском, Иловлинском и других районах области.

Сложились  компактные этнические группы и в черте города. Прежде всего, это Максимовский разъезд – одно из старейших поселений, образовавшихся в первые десятилетия XX века. Часть цыганских семей позже заняли подобающее место на Дар-горе, где их потомки живут и  сейчас.

В 1920-30-е годы цыганское население насильно загонялось в «колхозы» и «совхозы». Так, на территории нашей области появились первые цыганские «хозяйства»: «Нацмен-Рома» (Нацмен-Цыган) в Котельниковском районе, «Романы Зоря» (Цыганская Заря) в Среднеахтубинском райцентре. Цыганскому населению было запрещено общаться на своем родном языке в госучреждениях, школах, других ведомствах. Этот   и другие факты привели к бытовому  дискомфорту и массовому оттоку населения из хозяйств в организации подпольных кузнечных и лудильных мастерских, разведению и продаже   живого товара.

На сегодняшний день, согласно переписи населения 2010 г., на территории Волгоградской области проживает 8 216 цыган, в том числе на территории г. Волгограда –1 917 человека. Больше всего цыган проживает в Кировском, Дзержинском  и Советском  районах.   

Научный сотрудник Н.А. Ерохина

 


Фондовая коллекция ГБУК "ВОКМ" Серьга «Цыганская» с орнаментом. СССР. 1965 г.