Бронзовый век – важная веха в развитии мира, предшествующая железному веку. Хронологические рамки энеолита и бронзового века укладываются в промежуток между IV – II тысячелетие до н. э. В эту эпоху сохраняется опережающее развитие южных регионов и запаздывание северных и восточных окраин.

Во 2-й пол. 4-го – 1-й пол. 3-го тыс. до н. э. в степ­ной зо­не Ев­ра­зии фор­ми­ру­ют­ся пер­вые круп­ные эт­но­куль­тур­ные общ­но­сти - ям­ная, или древ­не­ямная, культурно-историческая общ­ность с пре­об­ла­да­ни­ем ско­то­вод­че­ско­го хо­зяй­ст­ва. На сме­ну раннеземледельческим культурам в ря­де рай­онов при­хо­дят куль­ту­ры с ком­плекс­ным ско­то­вод­че­ско-земледельче­ским хо­зяй­ст­вом.



Ямная культура распространилась на запад, вплоть до Днепра. С юга ареал ямной культуры ограничен Каспийским и Черным морями и Кавказскими горами, с севера – зоной лесостепи. Ямные племена были первыми, кто стал делать над захоронениями курганные насыпи.



Для ямной культуры характерны следующие черты погребальной обрядности. Это, как правило, захоронения в прямоугольных или квадратных крупных ямах с деревянным накатом. Костяки отличает скорченное положение на спине или на боку и ориентировка в восточном секторе, а также окраска охрой и меловая подсыпка. Подавляющее число ямных погребений безынвентарно. Там же где он есть, инвентарь представлен медными ножами, шильями, проушными полированными топорами, точильными камнями, бусами, костяными булавками с молоточковидными головками и т.д. Керамические формы из ямных погребений отличает круглодонность и яйцевидные очертания. Сосуды украшены ямочными вдавлениями, резным елочным орнаментом, шнуровым линейным орнаментом.

В начале II тысячелетия до н.э. катакомбная культура сменяет ямную, за­ни­мав­шая тер­ри­то­рии от Ду­ная до Вол­ги и рас­про­стра­няв­шая своё влия­ние да­лее к вос­то­ку.



Свое название культура получила от особого типа погребального сооружения - катакомбы. Катакомба состояла из входной ямы и выкопанной в одной из ее стенок погребальной камеры. В погребальной камере, в основном, находят одного погребенного, но известны случаи, когда в одной катакомбе хоронили двух или трех людей. Причем при совершении нового захоронения кости похороненного ранее сдвигали в сторону. Умершего клали либо в вытянутом положении на спине, либо в скорченном на боку. Иногда в погребальном обряде использовали охру, но гораздо реже чем в погребениях ямной культуры.



Кроме схожих предметов погребального инвентаря ямной культуры инвентарь катакомбной культурно-исторической общности дополняется украшениями из просверленных зубов животных и морских раковин, кремневых наконечников копий и стрел, костяных «молоточковидных» булавок. Интересна также находка костяного жезла из могильника Первомайский I, который можно увидеть своими глазами в Волгоградском Областном Краеведческом музее.

В эпоху поздней бронзы свое распространение получает Срубная культурно-историческая общность, получившая свое наименование в результате погребений, совершенных в деревянных срубах, которые опускали в могилы, перекрытые курганными насыпями.

[caption id="attachment_4577" align="aligncenter" width="920"] Ареал распространения Срубной культурно-исторической общности[/caption]

В период поздней бронзы продолжают хоронить в курганах, однако, в отличие от предыдущих общностей начинается использование прямоугольных ям, а также сооружение каменных ящиков. Захоронения совершаются на боку, с руками, согнутыми в локтях так, что кисти оказывались перед лицом. Новым в погребальном обряде становятся следы жертвоприношений животных - лошадей, овец, размещавшихся на специально сооруженных площадках или в могильной яме, еще в раннесрубных погребениях обнаруживаются и следы проявления культа огня. Золой и углями посыпали дно ямы у головы и ног умершего. Значительную роль в этот период играет развитие средств передвижения, что приводит к появлению легкой боевой колесницы.



Срубная общность приписывается ираноязычному населению. Срубники близки в антропологическом отношении к ямникам, однако резко отличаются от носителей катакомбной культуры.

На территории Волгоградской области известны многочисленные могильники (Ильевка, Нагавский, Первомайский, Писаревка и др.) и поселения (Донская стоянка, Пятиморская стоянка и др.).

 

Текст: научные сотрудники  Архипова Ю. А., Оболочкова А. С.