История предметов из фондовой коллекции Волгоградского областного краеведческого музея.

Подстаканник.

[gallery link="file" columns="1" size="medium" ids="10783"]

Многие из нас хотя бы раз в жизни совершали путешествие на поезде. И, наверняка, многие замечали там интересный предмет, изготовленный из металла. Более того, с этим приспособлением у многих неизменно ассоциируются данный вид транспорта. Но мало кто задумывался, как появилась данная посуда, ставшая уже неотъемлемой частью дальних поездок! А история подстаканника, несомненно, заслуживает особого внимания, тем более что этот атрибут можно увидеть только в путешествии по нашей стране.

Подстаканники изобрели затем, чтобы не обжигать руки во время чаепития. Именно для горячего гранённого стакана был придуман такой изящный выход из ситуации, как неудобство брать его в руки (ручки отсутствовали).

Доподлинно неизвестно, когда начали использовать подстаканники. Версий много:
1) Подстаканники изобрели в начале XX в., фарфоровой посуды изготовлялось всё меньше, росла популярность стеклянной.
2) Подстаканники появились в России еще в 1720-е гг., в связи с введением новых правил этикета. Отныне женщинам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам – из стаканов. Так и придумали подстаканники.
3) Подстаканники распространились в России с завозом чая, в 1631 году. Согласно этой версии, изобретение было заморским.
4) Подстаканники изобрёл Сергей Юльевич Витте. Он увлекался железными дорогами, руководил ими в Одессе. Императору Александру III приглянулось необычное изобретение, удобство такого чаепития.

Позднее, из повседневного прибора, подстаканники стали также торжественной посудой, их стали декорировать, изобрели особую технику художественного литья и гравировки – мотивы изображений были самыми разнообразными. Сама форма изделия изобиловала фантазией – в форме бочонка, дерева, избушки, цветка или животного. В зажиточных семьях были подстаканники из серебра, которые украшались гербами и инициалами, связанными с семьёй их владельца.

После 1917 года подстаканники могли себе позволить гораздо большие слои населения. На них стали изображать сюжеты популярных художественных и фольклорных образов, например, Илья Муромец и сестрица Алёнушка. В 21 веке имеет место тенденция возвращения подстаканников в повседневное использование. Модели 50-90-х гг., так называемые винтажные, пользуются особым спросом.

В фондах Волгоградского областного краеведческого музея хранится более 20 различных подстаканников, относящихся к XX и XXI столетиям.

Научный сотрудник
Н.Ю. Клишина