История предметов из фондовой коллекции Волгоградского областного краеведческого музея.

Пассажирский железнодорожный билет.

[gallery link="file" columns="1" size="full" ids="10868"]

При поездке относительно недалеко - бронь железнодорожных билетов просто необходима. Но немногие задумывались, где и когда они появились, как изначально выглядели. Первые железнодорожные билеты появились там же, где была проложена первая железная дорога – т.е. в Англии. Однако билеты появились не сразу, сначала были квитанции, которые заполняли вручную, изобрёл их англичанин Томас Эдмондсон (он же изобрёл билетопечатающую машинку). Квитанции были трёх типов: для пассажира, для ревизора, для отчёта (последний оставался на кассе). В 1830-х гг. квитанции заменили на восьмиугольные латунные жетоны, на них было название компании, станция конечного назначения и номер.

В это же время первые билеты в виде жетонов появляются и в России, в связи с постройкой, при правлении Николая I, первой железнодорожной ветки Санкт-Петербург – Царское село в 1837 г. Для удобства жетоны были четырёхугольными с закругленными краями, изготовлялись из латуни. В народе их называли «жестянками», которые были рассчитаны на многоразовое использование. На «жестянках» выбивали номер вагона, место, время отправления поезда и название станции назначения. Пассажиры покупали их в кассе, а прибыв к месту назначения, при выходе из вагона сдавали билеты поездному кондуктору, который возвращал их снова в кассу. В свою очередь, за недостачу билетов, кондуктора наказывали.

Спустя время билеты стали бумажными. Первые одноразовые бумажные билеты в России были введены в 1860 г. Были они разных цветов и распределялись по классам проезда: билеты 1-го класса – белые; для второго класса – розовые; билеты третьего класса – зелёные. Билеты по классам сшивались в специальные книги, по 1000 шт. в каждой, шнуровались и опечатывались. Затем билеты отрывались, на них ставился номер вагона и время отправления поезда. При входе в вагон билеты изымались работниками железной дороги, помещались в специально предназначенную ёмкость, которая пломбировалась и сдавалась на конечной станции.

В народе билеты называли «рвачки» (т.к. корешок отрывали) или «единички» (место в вагоне вписывали от руки). Ближе к 1990-м гг. появилось ещё одно обозначение билетов – «ручник». Из-за сбоев в билетных системах, билеты часто приходилось оформлять вручную – скорость, цена, степень комфортности места, номер поезда и станцию назначения. Начиная с 1990-х гг. билетные спекулянты исчезли, потому что в билеты стали заносить паспортные данные пассажиров.

В Волгоградском областном краеведческом музее хранятся уникальные первые пассажирские железнодорожные билеты Волжско-Донской железной дороги образца середины XIX в., а кроме того, счета и ведомости выданных и принятых пассажирских и багажных билетов, относящихся к этому же времени.

Научный сотрудник
Н.Ю. Клишина