История предметов из фондовой коллекции Волгоградского областного краеведческого музея.

Открытка почтовая.

Почтовые открытки в XXI веке – скорее милое ретро, способ удивить адресата, показать свою оригинальность, чем необходимое средство для связи. В настоящее время функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее как один из главных атрибутов праздника и поздравления. Само же появление открытки связано с исключительно практической необходимостью. Однако во многих странах мира ещё около полутора сотен лет назад почтовые открытки были новшеством, к которому относились с недоверием...

В Китае существует своя версия истории возникновения открытки. Открытки произошли от визитных карточек, культура которых была распространена ещё в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету, если посетитель не смог застать того человека, которого хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику.

Во Франции одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда «Парижский почтовый альманах» разместил сообщение о пересылке по почте приветствий и поздравлений по различным поводам на специальных карточках, с открытым для всех текстом. Известными граверами, рисовальщиками и иллюстраторами во Франции XVIII века были Демезон и Шоффар.

Самой старинной открыткой, хранящейся в Лондоне, является поздравительная карточка XV века – время начала книгопечатания в Европе. Посвящена она празднику святого Валентина, её создание приписывают герцогу Орлеанскому. В XIX веке в Англии уже пользуются поздравительными открытками: Пасха, Рождество, день святого Патрика и другие. Не все эти открытки пересылались по почте, но всё же это были уже открытки. Приобрести их можно было в магазинах вместе с почтовой бумагой.

Идея почтовой открытки, или открытого письма, принадлежит советнику Германо-австрийского почтового союза Генриху фон Стефану. В 1865 году он предложил свой проект, который был отвергнут из-за нарушения тайны переписки. Послание мог прочитать любой человек, что считалось неприемлемым, ранее все письма опечатывались в конвертах сургучными печатями. В 1867 году граждане Германии обратились к почтовым властям с предложением ввести универсальные почтовые открытки с целью облегчения и упрощения типовой переписки, удешевления пересылки письма. Предполагалось, что с одной стороны на них будет располагаться марка и адрес, а с другой – часто употребляемые в переписке фразы. Отправителю оставалось подчеркнуть нужные слова. Германские почтовые власти отклонили проект.

Профессор венской Военной Академии Эмануэль Геррман предложил ввести почтовую открытку, плату за которую прировняли к пересылке печатных материалов, что было дешевле отправки писем. Первоначально на открытке было возможно разместить до 20 слов, но данное предложение было отклонено, поскольку для подсчёта слов необходимо было содержать значительное количество почтовых служащих. Первая такая «корреспондентская карточка» была выпущена в Австро-Венгрии 1 октября 1869 года. В первое время, опасаясь любопытных глаз, многие частные лица и особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу публика к ним привыкла, и открытки получают все более широкое распространение, начав свое путешествие по миру.

Изначально на почтовых открытках не было иллюстраций. Во время Франко-прусской войны солдаты украшали их рисунками от руки. Предприимчивые коммерсанты подхватили эту идею, придали ей крупные промышленные масштабы. В конце XIX – начале XX века открытки называли «артистическими карточками», имея в виду наличие на ней какого-либо изображения, которое создавалось художниками. По немецкой версии первая иллюстрированная открытка была выпущена книготорговцем А. Шварцем, по французской версии – книготорговцем Л. Бенардо.

В России первая почтовая открытка была выпущена 1 января 1872 года под названием «Открытое письмо», которое могло быть отправлено в пределах одного населенного пункта. Сначала открытки не были иллюстрированы. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, вторая же сторона предназначалась для письменного сообщения. Российские открытки были разного цвета: серые, белые, чёрные (для отправки внутри одного населённого пункта и за его пределы), коричневые (для отправки внутри населённого пункта), зеленые (иногородние).

Населению понравилось нововведение почтовых властей, количество открыток в обращении увеличилось. С 1875 года открытки стало возможным отправлять в другие города и страны. Тогда же Всемирный почтовый союз официально признал и включил почтовые карточки в международное почтовое сообщение. Первые иллюстрированные открытки, изданные в России частными издателями, были выпущены в 1894 году. Способствовала этому необычайная популярность открыток с изображениями за рубежом.

Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, которые датированы 18 ноября 1895 года. Первыми выпускались открытки: приветственные, рекламные, поздравительные, юмористические и благодарственные. Первые рождественские открытки были изданы в благотворительных целях Петербургским попечительным комитетом в 1898 году. Уже после революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось. Поэтому все мы знаем красивые открытки, посвященные таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, 1 мая и многим другим.

В фондах Волгоградского областного краеведческого музея хранится большая коллекция почтовых открыток образцов с 1930-х годов и до современности (2020-е гг.).

[gallery link="file" columns="1" size="full" ids="11035"]

Почтовая открытка «Вид Сталинграда. Почта и телеграф» (1932 г.). На открытке изображено двухэтажное кирпичное здание (бывший дом Александра Александровича Репникова), в котором в довоенное время находилась сталинградская Почта и Телеграф. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение культуры «Волгоградский областной краеведческий музей».

Научный сотрудник
Н.Ю. Клишина