Ореховый Спас – Спас Нерукотворный.




История Третьего Спаса имеет свои корни в глубоком прошлом. В древности на Ближнем Востоке расположился город, который назывался Эдесса. Его правителем был царь Авгарь, который страдал от проказы. Его тело было с головы до пят покрыто страшными язвами, от которых его не мог избавить никакой целитель.

По всему восточному побережью распространялась молва о исцелениях, которые даровал Иисус Христос нуждающимся. Авгарь написал письмо с просьбой о исцелении и отправил его вместе с гонцом и художником Ананием, который должен был изобразить Сына Господнего на холсте.

По прибытию в Иерусалим Ананий нашел Иисуса, вокруг которого толпились жители города. Тогда художник поднялся на высокий камень для того, чтобы изобразить Христа на холсте. Однако ничего не вышло, все попытки не увенчались успехом. Когда Иисус заметил Анания, он подозвал его и попросил его принести чашу с водой, а также холст или урбус. Умывшись, Христос вытер свой лик, таким образом запечатлев свой облик.

Святой урбус и послание художник доставил царю Авгарю. Вскоре в Эдессу прибыл апостол Фаддей и исцелил не только правителя города, но и все его население. Холст с ликом Ииисуса с тех пор стал называться Нерукотворным Образом и стал реликвией. Благочестивый Авгарь повесил святыню перед главными вратами, дабы каждый путник мог поклониться Облику Нерукотворному. Позже, в 944 году, император Роман IЛакапин перенес полотно с изображением Иисуса Христа в Константинополь.

В России праздник отмечается традиционно 29 августа (16 по старому стилю). Наиболее известное название – Ореховый Спас – укоренилось в народе из – за того, что в этот день созревали орехи и их можно было начать собирать. Второе его именование – Хлебный Спас – связано с уборкой урожая пшеницы, когда из муки первого помола пекли каравай и освещали его в церквях. Третье название – Холщевый – он получил из – за события с Нерукотворным образом.

Как же проходил этот день? Утром собирались на службу, во время которой происходило освещение хлеба, орехов, фруктов. Затем обычно начинали работать многочисленные ярмарки и торги, где торговали холстами, инструментом, мукой и хлебом, орехами с медом, и корзинками. Считалось, что покупки в этот день приносили достаток в дом. Вечером проводилась чистка и освящение колодцев и лечебных источников, их подготавливали к зиме. Оканчивали день мытьем в бане и семейным ужином с освященными продуктами. Главным блюдом являлся свежий хлеб с лесными орехами.Женщины готовили настойку из ореховых перепонок, которая обладала тонизирующим эффектом.

С Ореховым Спасом связано множество верований.В некоторых местах практиковался обычай – посылать в лес женщину за орехами. Количество ей собранных плодов считалось минимумом, который должен был собрать каждый член семьи для привлечения удачи в свой дом. По словам старожил заготовленные в этот день веники из орешника обладали целительными свойствами.

Для молодых девушек третий Спас был тем днем, когда можно было собраться для гадания на суженого. Во время обряда срывали молодой орех: если плод был спелым и вкусным – впереди была счастливая семейная жизнь.

Текст: Блохин С. Е., научный сотрудник Волгоградского областного краеведческого музея.