Волгоградский областной краеведческий музей продолжает проект "Эта земля твоя и моя". в котором рассказывается о национальностях, населяющую Волгоградскую область.
Народы республики Дагестан
Многонациональный (более 30 коренных народностей) Дагестан, где веками пересекались расы и религии, языки и культуры, - один из самых своеобразных регионов не только Северного Кавказа, но и мира. Здесь сохранились следы античности и скифских набегов, Кавказской Албании и Древней Руси, Хазарского каганата и Сасанидов, гуннов, печенегов, половцев, арабов, татаро-монголов, турок.Гюлистанский мирный договор 1813 г. юридически оформил присоединение Дагестана к России. В 1860 г. была образована Дагестанская область, введено военно-народное управление.20 января 1921 г. решением ВЦИК РСФСР была образована Дагестанская АССР. 17 декабря 1991 г. Верховный Совет Дагестана принял декларацию о неделимости и целостности республики, в которой она именуется Республикой Дагестан. В переводе с тюркского название республики означает «страна гор». Географическая изолированность горного Дагестана помогла сохранить до наших дней традиции тысячелетней давности даргинцев, лакцев, аварцев, лезгин и других этносов.
Согласно Конституции РФ, в список коренных народов Дагестана включены:
Аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины; таты, табасараны, ногайцы, рутульцы, цахуры и др.
По вероисповеданию народности Дагестана в основном мусульмане. Лакцы одними из первых на Кавказе приняли ислам еще в VIII веке. Но, например, таты исповедуют иудаизм.
В мире известен национальный танец народов Кавказа лезгинка. Танцуют лезгинку, как правило, на свадьбах. Разнообразны музыкальные инструменты: чунгур, тар, саз, зурна, свирель, бубен. К традиционным блюдам кухни народов Дагестана относятся хинкал, шашлык, ковурма (бозбаш) мясной соус, чилав, халва, брынза, творог, айран, пироги с разной начинкой, лепешки.
Община представителей народов Дагестана существует в Волгограде уже 20 лет. Их численность насчитывает свыше 20 тысяч человек.



Рассмотрим поподробнее национальные костюмы кумыков:
Дагестан - край не только гор, но и обширных равнин и предгорий, занимающих более половины территории республики. На равнинах издревле проживали кумыки - народ, численность которого сегодня насчитывает около 300 тыс. человек. Вхождение с 60-х годов XIX века северного кумыкского края вместе с Кабардой, Осетией и Чечней в Терскую область с центром во Владикавказе способствовало усилению этнокультурных, экономических связей этих народов. В силу замкнутости быта женский костюм больше мужского сохранял самобытность, архаические черты, отражая нравы и обычаи народа. Инородные элементы проникали через одежду высших сословий, где были приняты межнациональные браки, а потому более открытых влияниям.
Туникообразная рубаха, бытовавшая у народов горного Дагестана (аварцев, лакцев, даргинцев) как основная и единственная форма, у кумыков носилась исключительно как нательная одежда. Она имела 4 разновидности: "гейлек" (от кумыкск. - "простейшая рубаха"), употреблявшаяся как исподнее и домашнее платье; "тюзгейлек" (от кумыкск. - "правильная рубаха"); "бузма-гейлек" и "орьянгейлек" (от кумыкск. - "верхняя рубаха").
Примечателен крой рукава одного из видов рубахи. Он состоял из двух деталей: верхней (шириной 40-45 см) и нижней, расширяющейся до 120-140см. Рукав целиком скрывал кисть руки. Рубаху с такими рукавами носили с платьем "бузма" или "къабалай": во время танца (кумыкский танец, имеющий около 20 вариантов, относится к разновидности лезгинки) рукава закрывали лицо кумычки от посторонних глаз. Рубаху носили со штанами "шитан", "шалвар". Это длинные штаны с широким шагом, без боковых швов, узкие у щиколотки и довольно широкие в верхней части. Верхнее платье имело несколько разновидностей, близких друг к другу по крою: "къаптал" - у северных, "бузма" - у южных кумыков. Распашное платье носили все кумычки независимо от возраста. Къаптал длиной до пят плотно облегал фигуру и по крою был схож с мужским бешметом. Отрезной по линии талии, он имел глубокий вырез. Часто под платье надевали специальный нагрудник с украшениями, в этом случае вырез был более глубоким и овальным.
Подобные платья перестали бытовать в 30-х годах XX века. Нарядное нераспашное платье кумычки, напоминающее по крою къяптал, называлось "къабалай" (другие народы Дагестана заимствовали его у кумыков). Спереди къабалай имел вставку "алдылыкъ", имитирующую нижнее платье. Къабалай имел двойные рукава: нижние - узкие с разрезом у запястья, верхние - широкие, откидные.
Зимней одеждой замужних и пожилых женщин была шуба. Молодые носили зимой ту же одежду, что и осенью, только лиф платья простегивался ватой. Теплую одежду им заменяли большие платки и шали.
Отдельная тема - головной убор кумычки. В традиционном костюме он был двухслойным: "чуткъу" (чепец) и платок. Чуткъу представлял собой мешочек прямоугольной формы, спускающийся до талии или бедер с повязками в виде лент у верхних краев разреза: при помощи лент убор плотно крепился на голове. В чуткъу спускали косы, а затем надевали его на голову и крепили лентами на затылке. Чуткъу носился постоянно. При посторонних женщина не могла появиться в одном чуткъу без верхнего головного убора.
Что касается мужского кумыкского костюма, то многим он известен гораздо больше, нежели женский: достаточно взглянуть на одежду русских офицеров времен русско-кавказской войны - многие элементы их экипировки были заимствованы из костюма кумыков. Надо сказать, что этот костюм почти не отличался от костюма других народов Дагестана и состоял из рубахи туникообразного кроя, чаще из белой бязи, штанов с широким шагом из темной ткани, бешмета и черкески. Зимой поверх бешмета надевали шубу из овчины.
Головным убором кумыка была овчинная папаха цилиндрической формы, обычно с плоским верхом, или полусферической формы. В зажиточных семьях носили также папахи из среднеазиатского каракуля с суконным донышком. Основной обувью кумыка были чарыки из сыромятной кожи и кожаные сапоги. Во многих дагестанских семьях до сих пор хранятся национальные костюмы предков. Таким образом народности, населяющие Дагестан, пытаются сохранить свою древнюю культуру и традиции.

Научный сотрудник
Н.А. Ерохина