14 августа - Медовый Спас.



В августе отмечается три Спаса. В народном варианте, Медовый, Яблочный и Ореховый.  К первому Спасу обычно поспевает всё, что посажено на огороде, в поле, что растёт в саду и в лесу. Пчёлы к этому времени наполняют соты душистым мёдом. Недаром в народе говорят: «Спас – всему час». Потому что пора убирать столько всего! И хлеб, и овощи, и фрукты, лесные ягоды, орехи. А грибов  после грозовых дождей появляется намного больше, чем в другие месяцы лета.

Почему именно Спас?  Считается, что название дано в честь Христа Спасителя (Спаса). Хотя имеются и другие варианты, как, например,  «спас» означает «спасать себя»  употреблением растительной пищи.

С первого Спаса начинается Успенский пост, посвящённый Божией Матери, ее успению (кончине), этот праздник отмечается 28 августа по новому стилю. Пост строгий – с 14 по 27 августа, хотя, если можно так сказать, и легкий, потому что стол ломится от обилия разнообразных даров природы.   Это не то, что прошедший Петровский пост! Как гласит поговорка: «Петровка – голодовка, а Спасовка – лакомка».

В этот день также почитаются святые семь мучеников Маккавеев, мать их Соломония и учитель их, старец Елеазар.  Благочестивая, примерная, крепкая в вере и исповедании истинного Бога ещё ветхозаветная семья, принявшая кончину в 166 году до н.э. Поэтому Первый Спас ещё называют «Маккавеями». В народе праздник связали с маком, который поспевает к этому времени.  И медовый Спас  называют еще Маковым. В этот день пекли маканцы, мачники  - постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине — макитрой.

Но вернемся к  сладким медовым вкусностям! В день первого Спаса верующие несут в храм для освящения венки из колосьев, туго наполненных новым зерном, и мёд в выломанных сотах. Первый Спас  так и называется медовым от необыкновенного обилия меда, ведь в наступивший пост можно вдоволь угощаться продуктом неутомимой работы пчел.

Считалось -  если пчеловод не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По христианской традиции разрешалось есть освящённый мёд именно с этого дня. «На первый Спас и нищий медку попробует!». У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра пчеловоды осеняли крестным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. Выбрав, выламывали из него соты и, отложив часть, несли в церковь. После службы священник благословлял «новую новину» и освящал принесённый в сотах мёд. Часть этого мёда передавалась тут же нищим, поздравляющим пчеловодов с медовым Спасом. А затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы ребят и подростков. Они получали «ребячью долю».

В церковном календаре первый Спас официально называется «Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице». Этот праздник был установлен в 1164 году «в память победы византийского императора Мануила над мусульманами». Тогда же появилась традиция «изнесения» Креста на дороги и улицы городов, селений, для «освящения водных мест и отвращения болезней». До сих пор этот порядок строго соблюдается. Утром, в церкви Крест выносят из алтаря, служится водосвятный молебен, затем совершается «крестный ход на воду» - на источники, реки, озера, к колодцам. В позапрошлом веке крестьяне после освящения воды купались, в последний раз купали лошадей, пастухи загоняли в «святую купель» стадо - ведь освященная вода оберегала от разных недугов не только людей, но и животных.  После крестного хода Крест возвращают в храм, хотя поклонение ему продолжается до вечера. После вечернего богослужения Крест заносят в алтарь.

В первый день Успенского поста почести воздаются всякой влаге – животворному источнику всех растущих плодов. А мы желаем всем  на первый Спас обязательно съесть ложку освященного мёда, загадать желание, и  оно непременно сбудется..

 

Текст: Талдыкина И.В., зав.отделом научно-экспозиционной работы Волгоградского областного краеведческого музея.