Последняя неделя перед началом Великого Поста называется Сырной или Масленицей (можно было вкушать все, кроме мясных продуктов).

Масленица всегда была временем веселых ярмарок. Самые большие ярмарки работали на Базарной (ныне пл.Павших борцов) площади и на ул. Астраханской (ныне ул.Советская). Ставились двухведерные самовары, продавались блины с каймаком, сметаной, медом, вареньем. Дети, купив за копейки блины и напившись чая, бежали кататься на коньках и на санках на замершую Царицу.

На Масленицу город выпивал 3500 ведер водки – так писали царицынские газеты.

Состоятельные граждане цивилизованно ходили друг к другу в гости, хвалились породистыми лошадьми.

Царицынскую Масленицу невозможно было представить без рыбы, без пирогов с рыбной начинкой. Дорога была только стерлядь, остальной рыбы было много и ее можно было приобрести недорого. В городе действовало до 20 рыбокоптильных заводов полукустарного типа, а на состоявшейся в Петербурге международной рыбопромышленной выставке (1901 – 1902гг.) царицынские красная икра и копченая вобла были удостоены серебряных наград.

Основным лакомством во время Масленицы были, конечно, блины. Их пекли в каждом доме, ели с разными начинками – с икрой, патокой, маслом, медом, сметаной.

Каждый день имел свое название. Понедельник – встреча, встречают гостей. Застолье посвящалось началу Масленицы. В этот день родители мужа отправляли своих невесток к родителям, а затем приходили сами с блинами и угощением, Вместе решали как будут проводить масленичную неделю – когда к кому в гости ходить, кого к себе звать и чем угощать.

Вторник – заигрыши. Молодые люди – парни и девушки ходили друг к другу в гости, гуляли под гармонь и звон бубенцов по улице. На площадях выступали скоморохи. Начинались катания на санках. Это была самая популярная забава на Масленицу по всей России. Впервые эту забаву иностранцы отметили в 1472г., при Иване Грозном. Неистощимым затейником в народных праздниках прослыл Петр I. Он устраивал шумные и веселые катания по Москве-реке, вдоль кремлевской стены от Воскресенских ворот до Троицких.

Среда – лакомка, пекли блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Хозяйки старались одна лучше другой, чтобы никто в обиде не остался. А по вечерам собирались все вместе – пели песни, разыгрывали сценки.

Четверг – разгул, этот день сам за себя говорит. Как на Рождество, так и на Масленицу на замершей Царице проходили кулачные бои бутырских и зацарицынских мясников. В одной из царицынских газет было сообщение, что, на Масленицу, по примеру мясников, бились бабы – пришлось их разливать водой. На разгул ряженые дети колядовали, получали в награду блины и другие сладости.

Пятница – «тещины вечерки», ходили в гости на блины к теще. Если учесть, что зятьев было несколько – нужно было всех угостить на славу.

Суббота – «золовкины посиделки», в этот день навещали сестер мужа. Блины в этот день пеклись жирные и сытные, как бы прощаясь с Масленицей.

Завершалась неделя «Прощенным воскресением». Традиционно ходили в храм, где служился чин прощения. После службы ходили в гости не праздновать, а просить прощения за умышленные и случайные обиды. Поклоны не считались унизительными: получить прощение было очень важно, в Великий Пост было принято входить без обид.

В воскресенье «заговлялись», старались доесть все, что было приготовлено скоромного за неделю. А остатками – блинами и другими лакомствами угощали нищих. От Масленицы на следующий день не оставляли даже куска хлеба. В первый день Великого поста начинался совсем другой образ жизни.