Крещение Господне – один из основных христианских праздников.

Он входит в число «двунадесятых». Этим термином обозначаются двенадцать важнейших после Пасхи событий в христианстве, посвященных жизни Христа и Богородицы на земле.

Евангельская история повествует о том, что к Иоанну Крестителю, который долгие годы проповедовал о пришествии Христа, пришел сам мессия. В этот день Иоанн находился у реки Иордан. Иисус Христос, которому на тот момент исполнилось 30 лет, принял крещение от Иоанна.
Во время таинства на Спасителя снизошел Святой Дух в виде голубя. Как повествует Евангелие, небесный голос провозгласил: этот человек — Сын Господа, который несет миру Его волю. Поэтому праздник Крещения еще называют Богоявлением и связывают с водой — освящением в храмах и погружением в купели.

Большинство рукописей указывают местом крещения Иисуса - Вифанию Заиорданскую. Однако эти данные расходятся с другими источниками, которые указывают местом крещения Иерихон или Бет-Аваре.
Достоверно известно, что из-за изменений в течении реки Иордан изначальное место крещения Христа в наши дни уже находится на суше.

Особенность православных праздников такова, что с течением времени они обрастают народными ритуалами. Так и Крещение невозможно представить без купаний в ледяной проруби.

В Царицыне Крещенский сочельник и Крещение праздновали так же, как и на Рождество. В домах держали «дозвездный пост», не ели «до первой звезды». Дождавшись наступления вечера, садились за трапезу – навечерницу, ели сочиво, кашу с медом, сухофрукты. После ужина шли в храмы, где начиналось всенощное бдение.

Утром, после Божественной литургии, большим крестным ходом прихожане, недалеко стоящих храмов: Успенского собора, Иоанна Предтечи, Троицкой, Покровской церквей шли на Волгу и на Царицу, неся хоругви, во главе с духовенством, где была вырублена иордань. После молитвы священники трижды погружали крест в воду, и в это же время паства пела Богоявленский тропарь «Во иордани крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение» и всех окропляли освященной водой. После освящения купались и набирали воду.

Дома кропили жилище, начертали крест на дверях, притолках, оконных рамах, в частном секторе кропили скотину и всякую живность. Крещенская вода, «великая агиасма», хранилась очень трепетно до следующего года.

[gallery columns="2" size="medium" ids="8889,8888"]

 Фотографии1993 года (Центральная набережная) из фондов Волгоградского областного краеведческого музея