История исследования сарматских памятников в Нижнем Поволжье насчитывает более 100 лет. Первые находки сарматских древностей были связаны с хищническими раскопками местных кладоискателей, так называемых «бугровщиков» в конце XIX века. Сообщения об этих находках побудили известного русского археолога А.А. Спицына в 1895 г. произвести исследования курганов на территории Камышинского уезда Саратовской губернии, на берегах речки Иловли. Именно тогда были открыты первые погребения, относящиеся сарматской эпохе.

Но наиболее масштабные исследования сарматских курганов начались с пятидесятых годов XX века и связаны с археологическими экспедициями Ленинградского отделения Института археологии Академии Наук СССР под руководством В.П. Шилова. Позже к раскопкам подключились экспедиции Волгоградского областного краеведческого музея, Волгоградского государственного пединститута (экспедиции А.С. Скрипкина, В.И. Мамонтова, Е.П. Мыськова). С 80-х годов обширные археологические исследования проводит Волгоградский госуниверситет (экспедиции Б.Ф. Железчикова, И.В. Сергацкова, В.М. Клепикова, А.Н. Дьяченко и др.). Благодаря их усилиям в фондах музея к настоящему времени собрана уникальная в научном и в художественном плане коллекция сарматских древностей.

С IV в. до н.э. по IV в. н.э. на огромных пространствах евразийских степей от Южного Приуралья до Западного Причерноморья обитали воинственные сарматские племена. Волго-Донские степи были одним из политических центров сарматского мира. Под их ударами исчезла могущественная Скифия, они захватили Северное Причерноморье, приняли участие в захватнических походах в Закавказье, Среднюю Азию, Парфию. Они установили тесные экономические и политические связи с Боспорским царством, совершали набеги на окраины Римской империи.

Наиболее активную роль сарматские племена начинают играть со II в. до н.э., когда происходит массовое переселение их на запад. Это время образования крупных сарматских племенных союзов: аорсов, сираков, роксоланов, языгов, аланов и других родственных ираноязычных племен. Название «сарматы» начинает часто появляться на страницах сочинений античных авторов. Римский историк I в. н.э. Помпоний Мела писал: «Сарматы не живут в городах, даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают враги. Племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войне наравне с мужчинами».

Сарматы, постоянно следуя за своими стадами по просторам степей, не оставили после себя ни городов, ни поселений, а только земляные насыпи – курганы, достигающие иногда пятиметровой высоты. Часто они превращали древние курганы в свои семейные или родовые кладбища. Они верили в существование загробной жизни. Когда умирал мужчина, его хоронили с оружием: мечом, колчаном со стрелами, копьем. В женских погребениях обычно присутствуют украшения: браслеты, серьги и бусы.

В первые века до н.э. в сарматском обществе усились процессы разложения родоплеменных отношений. Во главе племенных союзов стояли вожди. Они имели дружину, формировавшуюся из богатых и знатных соплеменников. Это были отряды катафрактариев, тяжеловооруженной конницы, наступательное вооружение которой составляли длинные мечи, копья и луки. Набеги и военные столкновения способствовали еще большему накоплению богатства в руках знати. Этот процесс нашел свое отражение в археологических памятниках. Наряду с захоронениями рядовых членов общества встречаются богатые погребения сарматской знати с дорогими украшениями и привезенными из других стран изделиями.

Звериные мотивы в искусстве сарматов отражали сложный духовный мир древних народов, передавали их идеологию и религию. Изображения благородного оленя, горного козла, кабана, волка, грифона были наиболее распространены в сарматском искусстве. Одной из особенностей сарматского «звериного» стиля является своеобразная стилизация, когда фигурки животных гармонично вписываются в форму предметов и поэтому изображаются в неестественных позах и поворотах.

Широкое распространение получили у сарматов и поясные украшения: пряжки, оконечники, бляшки, являвшиеся символом власти, родовитости и знатности. Вера в чудодейственную силу пояса восходит к представлениям о магическом свойстве замкнутого круга, способного оградить, уберечь от враждебных человеку сил. Разнообразными были торговые связи сарматов. Из италийских мастерских к ним поступали тазы с ручками в виде свернувшихся змей, бронзовые сосуды и ковши, с берегов Нила привозились амулеты, бусы из египетского фаянса. Через город Танаис, располагавшийся в устье Дона, в нижневолжские степи привозилась античная краснолаковая керамика: кувшины, пелики, канфары – сосуды для вина, изящные угвентарии – флаконы для благовоний. В ювелирных мастерских Боспорского царства изготовлялись прекрасные украшения полихромного стиля: подвески, пряжки со вставками из цветного стекла и камня.

Яркий период господства сарматских племен в южнорусских степях продолжался более восьми веков. Сарматы оказали огромное влияние на процесс формирования ряда народностей Северного Кавказа, Восточной Европы, Средней Азии. В 70-е гг. IV в. н.э. сарматские племена были разбиты гуннской ордой. Часть их была увлечена гуннами на запад. В Волго-Донских степях начинается новая эпоха – Великого переселения народов.

Выставка «Золото сарматов» познакомит гостей с уникальным собранием из музейных фондов, которое охватывает период с IV в. до н.э. по IV в. н.э. Жителям и гостям нашего города предоставляется возможность увидеть уникальные украшения, которые носили сарматские жрицы, культовые предметы сарматских вождей, воинственных кочевников, возраст которых более двух тысяч лет. На выставке представлены артефакты из курганских захоронений, отличающихся чрезвычайным богатством вещевого материала, выполненных «в зверином стиле».

Посетить выставку можно по предварительной запись по телефонам: (8442) 38–84-39, (8442) 38-84-37.