27 августа – День российского кино.

Основу кинематографа заложили 50-секундные документальные ленты «Выход рабочих с фабрики Люмьер» и «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» Огюста и Луи Люмьера. Такое замечательное и принципиально новое явление как кинематограф появляется и в Царицыне.

Расцвет культуры в России в начале ХХ века был настолько невероятным, что даже в небольших уездных городах строились кинотеатры. Как и всегда все новое, в том числе и кино, воспринималось обществом по-разному: многих оно восхищало, а, например, знаменитые и выдающиеся театральные артисты выражали свое презрение по отношению к кинокартинам.

Первые кинокартины и вправду были далеки от идеала нашего времени – в них не было звукового сопровождения, из-за низкой частоты кадров, движения людей были очень странными и неестественными, тем не менее начинали ходить слухи, что кино всё же вытеснит театр.

Царицын не отставал от культурной жизни России, чему прямой свидетель знаменитый театр «Конкордия», куда приезжали многие именитые артисты.

Первый кинотеатр в Царицыне был открыт в 1907 году в здании Общественного собрания (ныне Волгоградского музыкального театра). Первые сеансы длились всего несколько минут, но желающих попасть на них находилось достаточно. Вскоре это место стало одним из самых популярных в городе.

С течением времени, кинотеатры набирают все большую популярность. В 1915 году в Царицыне примерно на углу современных улицы и проспекта Ленина купец и меценат В. Миллер возводит кинотеатр «Парнас». Он был поистине роскошен: здание в стиле «модерн» на 1200 посадочных мест, удачное и удобное месторасположение, фойе с фонтаном и живыми цветами, трехъярусный зрительный зал, а на нужный ярус можно даже попасть на машине поднявшись по широкому пандусу. Это был особенный «мир», в который с удовольствием погружались с головой.

Трудно поверить, но уже к 1916 году в Царицыне действовало 13 различных кинотеатров, от небольших на 200 посадочных мест до значительных по размерам от 1000 посадочных мест.

Кинотеатры того времени были относительно доступным развлечением для населения. Стандартный билет на киносеанс мог начинаться от 10 копеек, а цена в ложе достигать 50 копеек.

Поскольку фильмы в начале ХХ века были достаточно короткими, обычно за один киносеанс показывали несколько картин: программа могла предусматривать несколько документальных сюжетов и в завершение обязательно – комедия.

Одна из любимейших картин жителей Царицына «Понизовая вольница». Она рассказывает о событиях периода Степана Разина – знаменитого донского казака, действия восстания которого развернулись на территории Царицынского уезда.

Несмотря на то, что фильмы были «немыми», зрителю не приходилось скучать в тишине. Чтобы разнообразить показ первых кинолент создавали музыкальное сопровождение на время показа, а иногда за экраном находился человек, который комментировал картину или даже проговаривал текст за актеров.

Кинотеатры в начале ХХ века – это всегда праздник, ведь в фойе вас встречал оркестр, продавали вина. В течение прошлого века в жизнь кинотеатров не раз вмешалась война, но это уже совсем другая история…

 

Текст: Милых Д.А.

 

В Волгограде в разные годы снимались художественные фильмы  и не только о войне.


Внимание! Мотор! Начали!

Кто из нас в детстве не мечтал сняться в кино? Хотя бы в массовке, хотя бы краешком глаза увидеть это волшебство – киносъемки. Но судьба не очень баловала волгоградцев такими сюрпризами. Сразу после войны у режиссеров-документалистов было над чем поработать в Сталинграде. Наш город и по сей день привлекает создателей документального кино  своим военным прошлым. Но вот режиссеры игрового кино почему-то обходят Волгоград стороной. Даже художественные фильмы о военном Сталинграде (а их в отечественном кинематографе немало) снимались где угодно, только не на нашей земле. Наверное, поэтому каждый раз, когда в Волгоград приезжают «киношники», это становится событием городского масштаба.

1968 год. Юная Герда «жила» в Доме Павлова.

Первым полнометражным художественным фильмом, полностью снятым в Волгограде, стал фильм производства киностудии имени Горького «Переходный возраст» по мотивам повести В. Киселёва «Девочка и птицелёт». Эта добрая, наивная история адресована подростковой аудитории. Сегодня этот фильм мало кто вспомнит, но есть в Волгограде люди, которые хранят в своих архивах копию фильма, как историческую память о родном городе.

«Переходный возраст» — фильм о мирной послевоенной жизни. Но память о войне проходит через него красной нитью. Именно поэтому авторы фильма (сценарист А. Хмелик, режиссер Р. Викторов) «поселили» своих героев не в Киеве, как это было в повести, а в городе-герое Волгограде, где сами улицы и стены домов хранят память военного прошлого целой страны. По волгоградским улицам гуляли, дружили, мечтали герои картины — четырнадцатилетняя девочка Оля, которая увлекается химией, пишет стихи и мастерит летательный аппарат и второгодник Коля, который всякий раз у доски испытывает страх. Нехитрая история, рассказанная кинематографистами в далеком 68-ом навсегда запечатлела наш город таким, каким он был в эпоху оттепели. В фильме хорошо узнаваемы в кадре не только волгоградские улицы, набережная, ротонды, Аллея героев, площадь Ленина, но и развалины в пойме реки Царица, трамваи, магазины,  автобус с маршрутом «Вокзал — Городище».

Под прицелом объектива кинокамеры по нашему городу разгуливала восходящая звезда отечественного кинематографа Елена Проклова. Это была ее  третья по счету  роль в кино (после фильмов «Звонят, откройте дверь» и «Снежная королева») автографов у юной исполнительницы  главной роли тогда еще никто не просил.

1974 год. Второй «снаряд» в одну воронку

Фильм «Они сражались за Родину» снимался по одноименному незаконченному роману Михаила Шолохова. Съемочный процесс этого фильма привлек к себе особое внимание общественности, как минимум, по трем причинам: во-первых, съемки происходили на месте реальных боёв 1942 года в 150 км от Волгограда на том самом месте, где за 32 года до этого и происходили описанные в романе события. Это было единственным условием писателя. Во-вторых – фильм уникален по своему «звездному» составу: один из самых маститых отечественных кинорежиссеров не только сам сыграл роль рядового бойца, но и посадил в окопы девять народных и двух заслуженных артистов. И, наконец, трагическая сторона – в конце съёмок фильма умер великий актёр, режиссёр, писатель и сценарист Василий Шукшин.

Фильм был посвящен 30-летию Победы.  В нем снимались трое бывших участников войны – Юрий Никулин,  Иван Лапиков и сам Сергей Бондарчук. Когда Юрий Никулин получил приглашение на роль, он сомневался, принять ли ему участие в фильме. Тогда Сергей Бондарчук сказал, что фильм снимается к юбилею Победы и сняться в этом фильме их долг как бывших фронтовиков.

Съемки проходили недалеко от рабочего поселка Клетская, на берегу Дона в хуторе Мелологовское, от которого осталось несколько полуразвалившихся домов. Бондарчук получил согласие местных властей на переселение жителей хутора, чтобы развернуть в нем «боевые» действия, максимально приближенные к реальным. Вокруг старых опустевших домов хуторян выстроили настоящую станицу с избами, амбарами, школой, ветряной мельницей на пригорке. Съемочная группа разместилась на теплоходе, пришвартованном к берегу и оборудованном под гостиницу. Вокруг в палатках жили солдаты из ростовского армейского полка, специально сформированного для участия в съемках. В его состав входили танковая, конная, минерная, саперная части, рота водоснабжения.  Перед началом съемок саперы с минерами прошли со своим оборудованием всю территорию и извлекли из земли целый арсенал неразорвавшихся мин, снарядов, бомб, оставшихся в степи с войны. И уж только потом они заложили свои пиротехнические средства и тротил. И снова на этом пятачке донской земли грянула «война».

На XIV кинофестивале в Панаме Сергей Бондарчук был удостоен премии за режиссёрскую работу, а 27 актеров получили премии за лучшее исполнение мужских ролей солдат.

 

1986 год.  Актерский хлеб – не пряник.

Справедливости ради стоит сказать, что съемочные группы разных фильмов время от времени все же появлялись в нашем городе, как правило, для съемок каких-либо эпизодов. Как, например, в 1983 году в волгоградском педагогическом институте снимались отдельные сцены для фильма «Скорость» с участием Алексея Баталова и Дмитрия Харатьяна. Попасть в эти дни в пединститут стремились, наверное, половина города.

Радостная весть: «Кино снимают!»  снова всколыхнула Волгоград летом 1986-го. Известный советский сценарист и кинорежиссёр Ярополк Лапшин (известный по фильмам «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Демидовы») снимал психологическую драму «Железное поле». События фильма разворачиваются в мирном Волгограде, далеком от войны. Участник второй мировой войны Бобылев вместе с другом-однополчанином приезжает в Волгоград, в места былых сражений, и знакомится с туристом из Западной Германии Кнаппом, бывшим унтер-офицером, воевавшим в армии Паулюса. Героям предстоит путь назад, в те далекие страшные дни Сталинградских сражений. Актерский состав был более, чем скромен, но исполнителей главных ролей Петра Вельяминова, Евгения Шутова, Валентину Титову узнавали повсюду.

Для массовки пригласили участников известного в те годы молодежного народного театра Дворца культуры профсоюзов под управлением режиссера Бориса Естрина. Участник массовки Вениамин Гусев сегодня вспоминает, как для того, чтобы снять на теплоходе эпизод, который продлится на экране не более трех минут, они весь день курсировали вверх-вниз по Волге, так как на солнце все время набегали тучки, а по замыслу режиссера должно быть очень солнечно. «Мы просто вымотались за целый день от ожидания погоды и бесконечного количества однообразных дублей, – рассказывает Вениамин Гусев.- Когда снимали  на солдатском поле, мы изображали туристов, в группе которых были и герои фильма. По сценарию во время экскурсии рядом на поле идет уборка хлеба, прямо на мемориал надвигаются комбайны, выстроенные в шеренгу. Немец, который здесь воевал, видя их, вдруг представляет, что это идут танки, он слышит их грохот,  ему ясно представляются те Сталинградские бои, которые он прошел. Немцу становится плохо с сердцем, он падает, мы все бросаемся к нему, пытаемся привести его в чувства. Эту коротенькую сцену тоже снимали на жаре целый день. Все время какие-то проблемы: то грим потек у актеров, то что-то с камерой, со светом, с погодой. А тут еще артисты хохмят. Только наклонимся все к немцу, когда он в обмороке, они начинают какие-нибудь реплики отпускать, ведь звук не пишется. Им-то что, они привыкли, а мы давимся от смеха. В общем, конечно, интересно, но очень это не просто – сниматься в кино».

С тех пор в Волгограде и Волгоградской области снималось еще нескольких художественных фильмов. Самый крупный из них – «Тихий Дон» режиссера Урсуляка. Мы же хотели вспомнить то, что было давно, многими  забыто, но тоже является частичкой истории нашего города.

 

Текст: Татьяна Челнокова.