2 августа - Ильин день





В средней полосе России, по-старому календарю, в конце июля, развёртывалась массовая жатва хлеба. Поскольку в 1918 году календарь нашей стране передвинулся на 13 дней вперёд, это время теперь совпадает с началом августа. Ильин день стал августовским праздником. В народе говорили: Илья пророк – жатве срок. Жито поспевает в Ильину дню, а убирается к Успению. Ильин день – крайний срок сенокоса, поэтому и говорилось: До Ильина дня в сене пуд мёда, а после – пуд навоза.

Последний летний месяц отличался неустойчивой погодой, дни становились короче, поэтому крестьянин спешил в погожее время управиться с уборкой урожая. Говорили: Илья пророк три часа уволок. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается. На Илью до обеда лето, после обеда - осень.

Ильин день называли ещё Громовым днём, так как в эти дни обычно бывали шумные и сильные грозы. Ильинские грозы породили немало худых приметы поверий: Ильинская пятница без дождей – пожаров много. Вознесение с дождём – Илья с грозой. На Ильин день стогов не метут, а то гроза спалит.

Пчеловоды в этот день в последний раз перемещали пасеку на другое место, чтобы обеспечить наиболее полный сбор мёда в запас пчелам на зиму. А щедро наполненные соты летнего медосбора выпрастывались. В ходу была поговорка: «Богат, как ильинский сот».
На нижней Волге примечали, что, «если на Илью дождь – арбуза попреют, а также желудей не будет». От урожая желудей в лесу, которые крестьяне собирали для откорма свиней, тоже в какой-то мере зависел крестьянский достаток.

Вместе с тем дождь в Ильин день считался целебным, крестьянки собирали дождевую «ильинскую» воду и потом умывались или окачивались ею «от призору», то есть от худого, недоброго «глазу».
Ильин день во многих местах был престольным праздником. Илье пророку в народе придавали значение как святому, грозному, строгому, немилостивому.

Что же это был за образ, снискавший столь суровую репутацию? Илья, как и многие другие христианские святые вполне возможно реально существовавшие проповедники, с веками превратился в легендарного героя, и в его «Житии» также невозможно отделить вымысел от истины. Вот одна из наиболее распространённых его биографии. Он родился в городе Фисвы и назывался Ильей Фисвитяниным. Был ревностным поборником религии Иеговы и грозным обличителем идолопоклонства. Жил Илья в Самарии, за восемь веков до нашей эры, во времена царствования нечестивого царя Ахавы. Ахава и его жена Иезавель, гордая и властолюбивая финикиянка старались утвердить своем царстве культ бога плодородия Ваала. Его поклонники почитали в своем боге олицетворение мужской плодородный силы и прославляли чувства сладострастия. Ахава и Иезавель поощряли развращение нравов при своем дворе. Памятью их пророчного царствования в древнем сказании отразились нечестивые города Содом и Гоморра. Когда беспутство при дворе Ахавы достигло крайне степени, пророк Илья, босой, в грубом плаще из верблюжьей шерсти, явился в царский дворец и в присутствии его свиты гневно предсказал Ахаве и его народу скорый трёхлетний голод в наказание за развращенный образ жизни всего царства.

Много пророчеств и чудеса совершил пророка Илья. Подвиг его достойно оценил Бог – он взял Илью пророка на Небо живыми, сбросив ему огненную колесницу, на который тот и вознёсся. А затем, много веков спустя, в день Преображения Иисуса Христа, Илья вместе с Моисеем спустился на землю и подтвердил божественную сущность Иисуса Христа.



Научный сотрудник

И.Н. Бурцева