В фондах Волгоградского областного краеведческого музея имеется коллекция очень интересных предметов, которые и сейчас используются, но довольно редко. В наше суетливое время – это просто милая «безделица». Сегодня она используется разве что в театральных постановках, на костюмированных праздниках, или в качестве украшения квартиры. Возникает вопрос: «Что же это?».

Также в музее хранятся предметы, принадлежащие отдельной коллекции японской культуры. Это самые разнообразные предметы, передающие колорит Страны восходящего солнца, в том числе ВЕЕРЫ.

 

[caption id="attachment_4633" align="aligncenter" width="920"] Веер – сувенир. Япония. 1987г. Металл.[/caption]

Коллекция подарена нашему музею мэром Хиросимы в 1987 году, когда в Волгограде праздновалось 15- летие породнения городов Хиросимы и Волгограда.




[caption id="attachment_4634" align="aligncenter" width="920"] Веер мужской. Япония. 1987г. Бумага, бамбук.[/caption]

 

Когда-то этот предмет имел огромное множество смыслов: он считался предметом роскоши и был оружием, его использовали для передачи движения в танце  чтобы подать тайный знак кавалеру, а иногда и по прямому назначению - чтобы защитить себя от жары и духоты.

Веер (от нем. Fächer) — небольшое, как правило, складное опахало для создания потока воздуха, овевающего лицо, шею и плечи.  (В переводе с французского означает «свежий воздух»).

История веера не так проста, как может показаться, о его древнем происхождении свидетельствуют легенды разных стран и народов, памятники изобразительного искусства, а также упоминание в текстах, дошедших до наших дней.

Историки предполагают, что первые опахала (вееры) появились приблизительно около девяти тысячи лет назад.

Однако ранние археологические находки: бронзовые изделия, имеющие на себе изображения веера с длинной ручкой, части вееров, сделанные из перьев, относящиеся к периоду 770 – 256 гг. до н. э. говорят о более раннем его появлении.

До сих пор между учеными идут споры   кому –же принадлежит идея создания этого уникального предмета.

Японцы оспаривают первенство изобретения веера с китайцами и индийцами.

Но   то, что обыкновенный лист пальмы и лотоса превратился из средства защиты от духоты и насекомых в предмет роскоши и власти, является неоспоримым фактом.

О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов. Мифология утверждает, что первый веер получился из крыла Эола, повелителя ветров. Он якобы пробрался в спальню к Психее, где его и поймал на месте преступления оскорбленный муж Эрос.

В драке оторвал повелителю ветров одно из крыльев. Эол бежал, а Психея схватила крыло и стала обмахивать им мужа, и Эрос быстро сменил свой гнев на милость.

Первый в истории веер был примитивным и представлял собой лист или круг, прикрепленный к ручке.

Формы веера постоянно совершенствовались.  В результате, появился складной веер из деревянных струганных дощечек и складывающейся в гармошку полукругом специальной прочной бумаги.

Со временем уровень и сложность исполнения веера - изысканность формы, использование дорогих материалов (шелк, кожа, пергамент, плотная бумага), техника, в которой работал мастер - имели определяющее значение.

[caption id="attachment_4635" align="aligncenter" width="920"] Веер. Российская Империя. к. XIX- н. ХХ вв.[/caption]

 

Декор веера зависел не только от статуса его хозяина, но и от возраста, профессии, а также от времени года, события, местности.

Надписи, росписи, рисунки, гравировка которыми художник вручную покрывал веер, не только несли важную смысловую нагрузку, но и делали этот аксессуар настоящим произведением искусства.

Так веер стал значимым предметом.   Об этом говорят следующие примеры: опахало в Древнем Египте, Персии являлось атрибутом величия фараона и признаком высокого достоинства; в Индии веер был атрибутом королевского положения; в Японии — символом военной власти и др.

Следует отметить, что веер являлся важным знаком сословного различия, в Древнем Китае существовала особая иерархия, контролирующая кому какой веер носить: члены царской семьи, владели опахалом, которое было украшено золотом и нефритом; сановники (или мандарины) пользовались опахалом из серебра и слоновой кости; веер учёного был самым простым из вощёной бумаги.

[caption id="attachment_4636" align="aligncenter" width="695"] Веер детский нескладывающийся. Япония. 1987 г. Бамбук, рисовая бумага.[/caption]

 

Этими предметами пользовались мужчины и женщины.

Японские воины использовали веер как оружие. Они могли не только нанести ощутимый удар по голове противника, но и резко развернув веер, разрезать ему горло: кромки такого веера затачивались очень остро. В посвященной боевым искусствам литературе содержится «несколько упоминаний о победах, одержанных “боевым веером” против меча.  Также множество примеров его смертоносных возможностей как метательного орудия».

Искусство боевого веера стало настолько сложным и многосторонним (особенно среди самураев высших рангов), что убежденные в своем превосходстве бойцы не удосуживались применять в поединках меч и защищались лишь таким веером.

Изготавливались такие веера из ценных пород древесины - сандала или японского кедра, реже из бамбука и оклеивались затем японской бумагой.

Женщины использовали веер как дополнение к одежде ….

В конце XV – начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию – около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом – во Францию (при Екатерине Медичи). Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Веер был в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где веер из павлиньих перьев алжирского бея приобрел историческое значение: известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил веером французского посланника Деваля и не хотел извиниться — в результате получилось завоевание французами Алжира.

Стоимость некоторых вееров была баснословной, и иногда обладательницы помещали их в качестве залога в банк по примеру герцогини Мантуанской. При изготовлении вееров все больше используются драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи.

В Россию этот модный предмет пришел сравнительно поздно по торговым путям и надолго завоевал признание, став непременным элементом дамского туалета начала XVIII века.

Став популярным, веер получил и самое разнообразное внешнее оформление. Новые мотивы росписи (растительно -орнаментарный, элементы фауны), выполненные на веерах, которые становились более сложными и изысканными.

Предмет становится одним из прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства.

Каких только вееров не было: из кожи, из шелка, перламутровых пластин, плотной бумаги, с росписью, с кружевом, из перьев страуса.

В это же время появляется новое направление заказа вееров непосредственно к тому или иному туалету.

Традиции, связанные с веером удивительно красивы, в них зашифровано бесконечное множество символов и смыслов.

Прежде чем появиться в свете, дамы и молоденькие девушки обязательно должны были владеть искусством обращения с веером.

Закрывающийся веер обозначал сомнение, закрытый – отрицание. Раскрытый менее чем на четверть - скромность, неуверенность, раскрывающийся - одобрение, а полностью открытый - всеобъемлющую, безоговорочную любовь.

Резкие быстрые взмахи веера, как правило, означали волнение от известий; похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони - ожидание; похлопывание по ноге сбоку - «следуйте за мной», спереди - «я готова следовать за вами».

[caption id="attachment_4637" align="aligncenter" width="920"] Веер. Российская Империя. к. XIX- н. ХХ вв.[/caption]

 

Прикрытый веером подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой мог означать кокетство, замедленные помахивания раскрытым веером - поощрение, «я готова, жду». Раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы - благодарность, полураскрытый, опущенный вниз веер – невозможность. Сложенный веер, направленный на мужчину, - «отойдите, уступите дорогу», резкий жест сложенным веером рукоятью вперед - «убирайтесь прочь, вон!».

Например, фразу: «Я опасаюсь, но согласна встретиться с вами в 3 часа» можно было сказать так: веер очень медленно открывается, затем внешние створки сводятся на конце пальцами, и веером 3 раза постукивают по другой руке. Он стал стильным аксессуаром, подчеркивавшим изящество и женственность его обладательницы, способный также нести информацию и передавать эмоции. Помимо писем существовал язык веера, который можно назвать женским, но понимать его должны были и мужчины, так как послания, зашифрованные с помощью веера, предназначались мужчинам и позволяли безнаказанно интриговать при дворе.

Вплоть до начала XX столетия веер оставался неотъемлемым аксессуаром дам.  Первая мировая война сделала бесполезными многие из милых безделушек мирных времён. Казалось, веера исчезли навсегда. Но через полвека они вернулись благодаря Кристиану Диору и его пленительному new look.

В Японии и Китае вееры до сих пор используются танцорами, исполнителями традиционных песен и актерами театров. В их руках веер оживает и обретает язык. В танце веер символизирует различные предметы, от кисти до боевого меча. Зрелище, танцующего с веером, всегда завораживает красотой.

Сегодня веер является в основном только модным аксессуаром фото-сессий, дефиле, исторических реконструкций и театральных постановок, а так же оригинальным элементом декора для дома.

В разгар лета веер иногда можно увидеть в руках горожан, когда воздух застывает от жары и пекла, так как он служит созданию более комфортного ощущения прохлады.

Жаль, что сегодня веер превратился в безмолвный сувенир.

Текст: Игнатченко Н.М., науч. сотрудник отдела методического и информационного обеспечения.