В Волгоградском областном краеведческом музее бережно хранится мемориальная коллекция нашего земляка Федотова Александра Васильевича (1932-1984 гг.), Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-майора авиации, заслуженного мастера спорта международного класса.

Родился А.В. Федотов 23 июня 1932 г. в Бекетовке (ныне Кировский район г. Волгограда), учился в школе № 24, которая теперь носит его имя, после учебы в 7-ой Сталинградской спецшколе ВВС стал курсантом Армавирского военного авиационного училища летчиков, затем – учеба в Московском авиационном институте, впоследствии жил и работал в г. Жуковский Московской области.

Его имя принадлежит плеяде выдающихся летчиков-испытателей нашей страны. А.В. Федотов был летчиком-испытателем новой формации, в которой мастер-летчик и ученый-конструктор выступают как единое целое; Александр Федотов – лучший в мире летчик-испытатель второй половины XX века.

В опытной сверхзвуковой авиации он был новым явлением, поскольку за 26 лет испытательной работы им была создана и внедрена в практику своя методика испытаний, значительно сократившая сроки создания новых самолетов. В развитии истребительской авиации эти 26 лет стали целой эпохой, в стране были созданы, испытаны и приняты в эксплуатацию третье и четвертое поколения сверхзвуковых истребителей.

Александру Васильевичу в фирме «МИГ» выпало первому учить летать самолеты с принципиально новыми конструкторскими решениями, с новой аэродинамикой, значительно более высокими летно-техническими характеристиками. Он впервые поднял в воздух истребители МИГ-23, МИГ-25, МИГ-29, МИГ-31, а затем вместе со своими летчиками доводил их до серийного производства, эти истребители известны во всем мире.

В сентябре 1988 года на Международном авиасалоне в Фарнборо (Англия) впервые наша страна показала мировой технической общественности истребитель МИГ-29. Пилотажные качества машины с большим успехом продемонстрировали ученики Александра Васильевича Федотова, летчики-испытатели Анатолий Квочур и Роман Таскаев.

Александр Васильевич Федотов был человеком одаренным. Берясь за какое-либо дело, он непременно добивался незаурядных результатов. Об этом не раз писали журналы, отмечая его способности в рисовании, спорте, фотоделе и во многом другом. И все-таки в летном мастерстве, его высшем проявлении – испытании новых самолетов – талант Александра Васильевича проявился с особым блеском и привел к вершинам признания его выдающихся достижений в развитии нашей авиации и мировой.

Известно, что Международная авиационная федерация награждает Золотой медалью не столько за рекорды, сколько за талант летчика, верность авиации, и, конечно, за выдающийся вклад в ее развитие. Такая медаль была вручена А.В. Федотову в 1975 г. За свои блестящие, исключительно чистые рекорды он трижды награждался французской почетной наградой – медалью имени Анри Де Лаво.

Все-таки испытательные полеты с непредсказуемыми ситуациями, никогда не повторяющимися ощущениями были стихией Александра Васильевича. Он искал новое в полетах, тщательно к ним готовился и, как все летчики-испытатели, не считал их героическими.

Так, например, Александр Васильевич предложил и отработал на практике новый метод вывода самолета из необычного, сложного штопора, способ прекращения инерциального вращения, методику восстановления нормального полета после помпажа двигателя.

Летные книжки сохранили записи о всех полетах – от первого курсантского в Армавирском военном училище до предпоследнего, значащегося под № 8997. Они хранят записи обо всех 4818 часах, проведенных Федотовым в небе за 35 лет летной работы. Все записи в летных книжках от первой и до последней выполнены каллиграфическим изящным почерком. Буква к букве, ровные и красивые, как и его полеты, они лаконичны и четко доносят до нас суть выполненных заданий, особых случаев, имевших место в полетах (Александр Васильевич трижды катапультировался), тонкости пилотирования 80 типов самых разнообразных самолетов, включая и такие, как ТУ-144.



Вся жизнь А.В. Федотова была подчинена полетам. Устанавливал новые рекорды, о чем свидетельствует Диплом Международной авиационной федерации (ФАИ) за абсолютный мировой рекорд высоты полета - 37 650 метров. В 1977 году его установил Александр Федотов и до сих пор этот рекорд никем не побит. А. Федотов награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями, лауреат Ленинской премии.

В общей сложности, Федотов 8998 раз поднимал в небо самолёты разных типов и провёл в воздухе почти 5 тысяч часов. Неоднократно попадал в сложные аварийные ситуации, трижды был вынужден катапультироваться. Первое катапультирование произошло в 1973 году с не выходившего из штопора МиГ-23. Второе - в 1980 году из МиГ-29, потерявшего управляемость во время сверхзвукового разгона у земли из-за пожара, возникшего при разрушении двигателя. Третье - в 1983 году из МиГ-23УБ при вводе в строй молодого лётчика-испытателя Р. Таскаева во время сверхзвукового разгона у земли, когда взорвавшийся двигатель пережёг тяги управления самолётом. Погиб 4 апреля 1984 года вместе со штурманом-испытателем В. С. Зайцевым при выполнении испытательного полёта на отработку топливной системы МиГ-31.

Именем Федотова названа Школа лётчиков-испытателей и улицы в городах Жуковском и Волгограде. На доме в городе Жуковском, где он жил, установлена мемориальная доска. Мемориальная доска в память о Герое установлена также на здании контрольно-пропускного пункта Армавирского учебного авиационного центра подготовки лётного состава истребительной авиации.

Текст: научный сотрудник Н.А. Ерохина.