24.03.2021 | Музей онлайн
24 марта - 115 лет со дня рождения К. И. Шульженко
24 марта 1906 г. в г. Харькове родилась Клавдия Ивановна Шульженко – популярная эстрадная певица, народная артистка СССР, участница Великой Отечественной войны. Ее высокий, хрустально-серебряный, удивительно пронзительный голос узнавали с первой ноты. Когда в ее исполнении звучала песня «Синий платочек», все зрители не могли сдержать слез, даже самые смелые и мужественные фронтовики, за плечами которых километры пройденных военных дорог. Эта песня живет уже много десятилетий, она не раз звучала в другом исполнении, но такого невероятного, запредельного проникновения в душу удалось добиться только ей – великой певице Клавдии Шульженко. Ее звали «советская Эдит Пиаф», и певица действительно была достойна такого сравнения.
Клавдия Шульженко стала символом эпохи, песни в ее исполнении становились историями из жизни, «окартиненными» то кастаньетами, то связкой писем, то веткой сирени, то синим платочком, что взмывал над сценой и «падал с опущенных плеч». Стоит отметить, что в юности Шульженко не увлекалась музыкой, и, несмотря на это, родители настояли на том, чтобы дочь обучалась музыке в Харьковской консерватории, у знаменитого профессора Чемизова. Клавдия всю жизнь мечтала стать актрисой, но все же прислушалась к мнению профессионала, который считал, что ее голос поставила сама природа, и что ей не стоит разбрасываться своим певческим талантом. В 1928г. Шульженко дебютировала на сцене Мариинского театра, спустя год ее с радостью приветствовал Московский мюзик-холл. Столичной публике настолько нравилось выступление молодой талантливой певицы, что она уходила со сцены под бурный шквал непрекращающихся аплодисментов.
Клавдия сотрудничала с Ленинградским мюзик-холлом, исполнила две композиции в постановке «Условно убиты», музыку к которой написал Шостакович. В 1930-х гг. Шульженко выступала также с джаз-оркестром Скоморовского. Тогда же в ее исполнении зрители услышали песни «Руки», «Андрюша», «Мама». В те годы ее репертуар был откровенно лирическим, некоторые композиции даже начали запрещать, руководствуясь политическими соображениями. Шульженко поменяла репертуар на народные песни - украинские, русские, латиноамериканские, испанские композиции. Первые граммофонные пластинки Клавдии разбирались с прилавков магазинов, за ними выстраивались огромные очереди.
В 1939 г. Шульженко стала лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. Теперь ее пластинки выходили огромными тиражами, ее фотографию опубликовали на страницах журнала «Советское искусство». Специально для нее в Ленинграде организовали джаз-оркестр.
Великая Отечественная война застала певицу в Ереване, куда она накануне отправилась на гастроли. Клавдия и ее муж - Владимир Коралли - вступили в армию, теперь их джазовый коллектив считался фронтовым. За годы войны артисты дали пятьсот концертов, они поднимали дух жителей осажденного Ленинграда, выступали на Ладоге, ставшей в те годы «дорогой жизни», на фронте, зачастую под канонаду вражеских обстрелов. В 1942г. после одного из выступлений, Шульженко познакомилась с Михаилом Максимовым, который предложил спеть его новую песню – «Синий платочек», ставшую впоследствии легендарной. Клавдия так проникновенно исполнила эту композицию, что она мгновенно обрела невероятную популярность, и пришлась по душе миллионам советских людей.
Летом 1945г. началась ее сольная карьера. В дискографию вошли без малого два десятка пластинок. Репертуар певицы состоял из сотен песен, ее связывало тесное сотрудничество с прославленными музыкантами – композиторами и певцами. Свою последнюю пластинку «Портрет» Клавдия Ивановна Шульженко записала в 1980г., тогда же вышел сборник мемуаров «Когда вы спросите меня…». А в 1983г. на телеэкраны вышел фильм «Вас приглашает Клавдия Шульженко» — история о жизни певицы, рассказанная от первого лица.
Текст: научный сотрудник Н.А. Ерохина.
Клавдия Шульженко стала символом эпохи, песни в ее исполнении становились историями из жизни, «окартиненными» то кастаньетами, то связкой писем, то веткой сирени, то синим платочком, что взмывал над сценой и «падал с опущенных плеч». Стоит отметить, что в юности Шульженко не увлекалась музыкой, и, несмотря на это, родители настояли на том, чтобы дочь обучалась музыке в Харьковской консерватории, у знаменитого профессора Чемизова. Клавдия всю жизнь мечтала стать актрисой, но все же прислушалась к мнению профессионала, который считал, что ее голос поставила сама природа, и что ей не стоит разбрасываться своим певческим талантом. В 1928г. Шульженко дебютировала на сцене Мариинского театра, спустя год ее с радостью приветствовал Московский мюзик-холл. Столичной публике настолько нравилось выступление молодой талантливой певицы, что она уходила со сцены под бурный шквал непрекращающихся аплодисментов.
Клавдия сотрудничала с Ленинградским мюзик-холлом, исполнила две композиции в постановке «Условно убиты», музыку к которой написал Шостакович. В 1930-х гг. Шульженко выступала также с джаз-оркестром Скоморовского. Тогда же в ее исполнении зрители услышали песни «Руки», «Андрюша», «Мама». В те годы ее репертуар был откровенно лирическим, некоторые композиции даже начали запрещать, руководствуясь политическими соображениями. Шульженко поменяла репертуар на народные песни - украинские, русские, латиноамериканские, испанские композиции. Первые граммофонные пластинки Клавдии разбирались с прилавков магазинов, за ними выстраивались огромные очереди.В 1939 г. Шульженко стала лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. Теперь ее пластинки выходили огромными тиражами, ее фотографию опубликовали на страницах журнала «Советское искусство». Специально для нее в Ленинграде организовали джаз-оркестр.
Великая Отечественная война застала певицу в Ереване, куда она накануне отправилась на гастроли. Клавдия и ее муж - Владимир Коралли - вступили в армию, теперь их джазовый коллектив считался фронтовым. За годы войны артисты дали пятьсот концертов, они поднимали дух жителей осажденного Ленинграда, выступали на Ладоге, ставшей в те годы «дорогой жизни», на фронте, зачастую под канонаду вражеских обстрелов. В 1942г. после одного из выступлений, Шульженко познакомилась с Михаилом Максимовым, который предложил спеть его новую песню – «Синий платочек», ставшую впоследствии легендарной. Клавдия так проникновенно исполнила эту композицию, что она мгновенно обрела невероятную популярность, и пришлась по душе миллионам советских людей.
Летом 1945г. началась ее сольная карьера. В дискографию вошли без малого два десятка пластинок. Репертуар певицы состоял из сотен песен, ее связывало тесное сотрудничество с прославленными музыкантами – композиторами и певцами. Свою последнюю пластинку «Портрет» Клавдия Ивановна Шульженко записала в 1980г., тогда же вышел сборник мемуаров «Когда вы спросите меня…». А в 1983г. на телеэкраны вышел фильм «Вас приглашает Клавдия Шульженко» — история о жизни певицы, рассказанная от первого лица.
Текст: научный сотрудник Н.А. Ерохина.

