Долгий крестьянский год, наполненный нескончаемыми трудами и заботами, охватывал такой круг бытия, что в нем находилось внимание всему, так или иначе причастному к жизни крестьянина. Не остались в стороне даже мыши – непременные и неистребимые крестьянские сожители. Без этих юрких и вредоносных зверьков просто не мыслилось существование сельского двора. Да и в поле они сопутствовали земледельцу. «Был бы хлеб, мыши будут», -гласила крестьянская истина. Особенно досаждали домашние грызуны в голодный год. «Невеличка мышка, да зубок востёр». Их повадки и неутолимый хлопоты о пропитании служили даже назиданием: «И мышь в свою норку тащит корку». «Худа та мышь, которая одну лазейку знает».

Мышиное племя, отличавшееся неудержимой плодовитостью, в течение зимы наносила такой урон в крестьянских закромах, что, когда приходил урочной день, вся семья поднималась против вредоносных зверьков. Этот день выпадал под конец зимы, когда общими усилиями хозяев и хвостатых нахлебников образовывалась заметная убыль в хлебных запасах. Тогда хозяин принимал решительные меры.

Для борьбы с долгохвостыми разбойниками был избран день памяти святого Трифона. Почему день гибели фригийского мученика Трифона назвали мышиным днём – неизвестно. Вернее всего, благодаря совпадению по времени, а может быть вдохновлял образ святого, его стойкость и многотерпение в неслыханной его мученической участи. Происхождением своим Трифон был близок любому крестьянину. Сельский уроженец, Трифон в молодости пас гусей. С юных лет обнаружил в себе дар, исцеляющей человеческие хвори. Добрый и участливый, Трифон бескорыстно помогал страждущим, действуя от имени Иисуса Христа. Властители – язычники преследовали его за иноверие. По велению правителя восточной провинции римской империи Аквилина Трифона схватили и подвергли жестоким пыткам, требуя отречься от Христовой веры. Стойкость Трифона озлобила Аквилина, и он сам принялся истязать упрямца. Однажды в зимнюю пору Аквилин выехал на охоту и велел привязать полураздетого босого Трифона к седлу своего коня, и несчастный бежал рядом по обледенелой дороге. Но не упал, выдержал и эту пытку. Возвратившись с охоты, Аквилин видел вбить в израненные ноги Трифона гвозди и водить его по улицам. Но и после того Трифон не отрёкся от Христианской веры. Его подвесили к дереву и принялись бичевать, затем палить огнем его обнаженное тело, потом отрубили голову.

Много лет спустя в Царьграде построили две церкви во имя святого Трифона. После крещения Руси Трифон стал одним из покровителей крестьянского двора. Ему, врачевателю, умеющему составлять различные снадобья, и доверились крестьяне, оберегая свои хлебные запасы от машинного разбоя.

Впрочем, никому никогда не удавалось истребить вчистую домашних грызунов. Мыши так и оставались привычными спутниками крестьянского бытия. И даже участвовали в крестьянских заботах: по поведению мышей крестьяне предугадывали различные события в своей жизни. Мыши одолевали – перед голодом, а в предчувствии пожара первыми покидали дом.

Многое могли предсказать вездесущие зверки. Если мыши поедят неубранные остатки ужина, у хозяина или хозяйки заболят зубы. Так мыши воспитывали нерях. В любой крестьянской семье с мышами жили в ладу и взаимной терпимости – до Трифона старались не брать греха на душу. И основательно воевали с грызунами лишь раз в году, с благословения святого мученика.

Текст: научный сотрудник Бурцева И.Н.