Успение Божией Матери

Этот двунадесятый праздник посвящен воспоминанию об окончании земной жизни Божией Матери. Согласно евангельским источникам, после земного расставания
со своим Сыном, Богородица долгое время прожила в Иерусалиме. Она часто приходила на Голгофу, молилась у Гроба Господня, там ей однажды явился архангел Гавриил с вестью, что вскоре она увидится со своим сыном на небесах. Перед окончанием земной жизни Богоматерь пожелала увидеть всех апостолов — учеников Иисуса Христа, проповедовавших его учение в различных землях. Это желание было исполнено, ангелы доставили апостолов к смертному ложу Пресвятой Богородицы, она успела
с ними проститься. Кончина Богоматери называется Успение. Иисус забрал душу Матери на Небеса, а тело было погребено в Гефсимании, в семейном склепе, где были похоронены ее родители — праведные Иоаким и Анна, а также ее земной супруг Иосиф Обручник. Вход в гробницу был завален камнями. Это место всегда было глубоко почитаемо, на праздник Успения там ежегодно служится обряд погребения Богоматери.

Этот праздник завершает собой двухнедельный летний Успенский пост. В давние времена он не отягощал, хотя и приходился на время тяжелых полевых работ. При этом заняты были не только крестьяне: трудовой народ – ремесленники, кузнецы, плотники, гончары, мукомолы, сапожники, портные и многие прочие – тоже не сидели сложа руки, выполняя многочисленные ежедневные дела.

Праздник Успения в народе называли «Великой Пречистой». Хотя имелась грусть по поводу кончины Богородицы, праздник был светлым – ведь на небе она была не девой Марией, а Царицей Небесной, защищающей всех и вся.

С давних пор Успение на Руси был праздником, знаменовавшим окончание жатвы хлебов, венцом годовых забот земледельца. Потому и поставлен он был в ряд великих празднеств. Во многих местах крестьяне, начиная жатву, оставляли на самой тучной ниве несжатую кулижку – на один сноп. Его ожидали на Успение – в довершении страды. Тогда же оказывали помощь отдельным семьям с жатвой, дабы не вызвать гнев Богородицы своим нерадением к нужде ближнего своего.

Затем вязали сноп – именинник, украшали его лентами и   монистами и несли домой.
У порога именинный сноп встречали с песнями, окропляли святой водой, хранившейся с «Иордани» — с Крещения.

После торжественного молебна в церкви проводился крестный ход – в благодарность
за снятый урожай и будущий. В день Успения устраивали мирской пир, пекли пироги
из новой муки, варили братское пиво. Возле именинного снопа на дворе до позднего часа шумело веселье, водили хороводы. Потом дожиночный сноп вносили в избу и ставили в переднем углу. И он служил практическому крестьянскому делу.

В конце зимы именинный сноп обмолачивали. Но предварительно вытаскивали наугад три колоска. Извлеченные зерна сеяли и по восходам определяли будущий урожай.
В итоге это привело к появлению важного агротехнического приема, получившего научное обоснование. Ярко это явление проявилось в поговорке: «От худого семени
не жди хорошего племени».

День Успения считался последним летним днем. Вечером впервые в избах «вздували огонь» — зажигали лучину, лампу или свечку – и ужинали при свете. И ужин был особый, «успенский», чаще всего – кислое молоко с толокном.

Наступала пора осенних забот – приборка урожая, заготовка плодов лета впрок,
на зиму. Поэтому примечали погоду на Успение. Считалось: если в этот день погода тихая и ясная – и осень будет такой же.

Уходящий праздник Успения не сказывался на настроении селян, ведь на следующий день наступал не менее спокойный и светлый день, посвященный Иисусу Христу. Назывался он третьим ореховым Спасом, днем величания Нерукотворного образа Спасителя.

 

Текст: н.сотрудник С.Е.Блохин.