Виртуальная экскурсия «Царицынские интерьеры»

В зале царицынских купеческих интерьеров можно познакомиться с бытом представителей купеческого сословия. Купечество – целый мир со своими традициями и историей. Купеческие семьи имели собственные дома, которые не только служили жилищем, но и выступали символом достатка и статуса своего владельца.

Купеческие дома в провинциальном Царицыне чаще всего строились из красного кирпича, двухэтажные.  На нижних этажах обычно размещались магазины с обязательным наличием холодного или теплого сухого погреба. Планом застройки в этих домах обязательно предусматривались гостиные комнаты для отдыха членов большой семьи, несколько спален и других помещений.

Все интерьеры купеческого дома с его малиновыми или желтыми шелками, дорогими сервизами призваны всем своим видом демонстрировать гостям, что хозяин — деловой и надежный человек, с которым стоит иметь дело. Купцы любили тяжелую крупную деревянную мебель, яркие ткани, драпировки, позолоту.

Полы в домах чаще всего изготавливались из деревянных досок, некоторые богатые домовладельцы для красоты покрывали их паркетом, но только в тех комнатах, куда приглашали гостей. В гостиной стелили ковры, чтобы показать достаток в доме, причем ковер занимал не всю комнату, а лишь ее центральную часть.

Потолки всегда были белыми. Стены либо красили, либо обшивали портьерной тканью.  Обязательным атрибутом в комнате была люстра, иногда очень большая. В доме нашего купца она изящная, выполненная из уникального, легкого и дорогостоящего мейсенского фарфора. На стенах гостиной можно рассмотреть старые фотографии семьи.

Мебель, которая приобреталась для гостиной, чаще всего была тяжелой, громоздкой, основательной. Наличие резьбы на шкафах, буфетах, настенных и напольных часах было в то время обязательным. Шкаф – буфет   со сценами трофеев охоты, представленный в купеческом интерьере нашего музея, является настоящим свидетелем той жизни.

Приветствовалось в комнате наличие большого зеркала с хорошим зеркальным полотном.  На стене, в левой половине купеческой гостиной музея, висит зеркало той же знаменитой фарфоровой фабрики саксонского города Мейсен, что и люстра.

Центром купеческой гостиной был огромный стол, где за трапезой собирались все члены большой семьи и приглашенные гости. Стол был покрыт скатертью ручной вышивки, либо с отделкой машинным кружевом или так называемым «белым шитьем» — шитьем белыми нитками по льняной ткани.

Следующим фрагментом купеческого интерьера является спальня девушки – дочки купца. Эта комната декорировалась по вкусу ее хозяйки. Стены и занавески выполнялись в «девичьем цвете» – оттенках голубого, розового цветов. В левом углу можно увидеть столик для рукоделия, на нем хозяйка могла заняться своим туалетом или делами: вышивать, шить, вести переписку.  В спальне стоит кровать с пышной периной, красиво заправленная по традициям конца XIX – нач.  XX века. Кружевницы начала прошлого века старались создать свой, неповторимый рисунок кружева, замысловатый и изящный.

Нарядность интерьеру придают и ковры ручной работы, с крупными и яркими рисунками на сказочные темы. Тканные ковры имели большой успех и широко использовались в убранстве не только городских, но и усадебных интерьеров. На стене в деревянных рамках висят семейные фотографии и гобелен, модные в конце XIX – начале XX годов.

В XIX веке музыкальные магазины с гостиными были достаточно распространены. Здесь можно было выбрать и заказать нужный музыкальный инструмент. Сочетание традиционных устоев и новомодных веяний в домашнем интерьере нашли отражение и в гостиной владельца музыкального магазина и салона в Царицыне Роберта Фердинандовича Гольника.

Красиво оформленные витрины музыкального и нотного магазина Р.Ф. Гольника на Московской улице в доме №14 г-жи Плотниковой, манили покупателей длинным перечнем музыкальных инструментов, европейскими и американскими новинками, черными пластинками, нотами и, конечно, граммофонами, различными по размеру и оформлению. В определенные дни недели по вечерам в музыкальный салон Р.Ф. Гольника на Московской улице съезжались любители и настоящие ценители высокой музыки.

В то время обычным делом было домашнее музицирование. Играли на виолончели, скрипке, мандолине, гитаре, флейте и корнет-а-пистоне. Что касается пластинок, или, по-тогдашнему, «пластин», то хитами, как сейчас бы сказали, были жестокие романсы, салонные танцы и вальсы «Грезы», «Думай обо мне», «Молодость», «Скошенный цветок», «Папильон», «Крестьянка», «Русалочка». Были здесь и весьма героические марши, даже «Марсельеза», и государственный гимн «Боже, Царя храни». Цены «пластин» были недешевые – от 65 копеек и больше.

Ноты модных произведений не всегда покупали, их еще и переписывали. Причем заказы на нотную бумагу были настолько значительны, что Р.Ф. Гольникам пришлось открыть свою типографию. В среде интеллигенции Царицына люди умели читать ноты, наиграть на музыкальном инструменте хотя бы простой мотив. В городе не редкостью были музыкальные салоны и церковные хоры, музыка преподавалась в школах, а обеспеченные семьи нанимали учителей.
Интерьер купеческой гостиной кон. XIX - нач. XX вв


Интерьер купеческой гостиной кон. XIX - нач. XX вв


Мебель


Сервировка стола


 Шкаф-буфет. Кон. XIX в


Шкаф-буфе. Фрагмент


 Люстра. Мейсенский фарфор. Кон. XIX - нач. XX в


Зеркало. Мейсенский фарфор. Кон. XIX - нач. XX вв


Интерьер спальни купеческой дочери. Кон. XIX - нач. XX вв


Швейная машинка Зиингер в интерьере спальни. Кон. XIX - нач. XX вв


 Интерьер спальни купеческой дочери. Кон. XIX - нач. XX вв


Интерьер рабочего кабинета купца. Кон. XIX - нач. XX вв


 Письменный прибор. Кон. XIX - нач. XX вв


 Напольные часы в интерьере кабинета купца. Кон. XIX - нач. XX вв


 Напольные часы. Кон. XIX - нач. XX вв


Интерьер музыкального салона Р.Ф. Гольника. Нач. XX в


 Интерьер музыкального салона Р.Ф. Гольника. Нач. XX в




Граммофон и бандонеон. Кон. XIX - нач. XX вв