С целью освоения и укрепления южных рубежей Русского государства, а также защиты торговых судов от нападений разбойников и кочевников на Волге было заложено несколько городов – крепостей, одним из которых и был Царицын. Об основании города рассказывает грамота. Она датирована 2 июля 1589 г. Это самое первое известное документальное упоминание о Царицыне, от которого ведется отсчет его истории. Строительством крепости руководили воеводы Григорий Засекин, Роман Алферьев и Иван Нащекин. Место было выбрано очень удачно – Царицын находился на пересечении торговых путей, которые в те времена в основном проходили по рекам.

Считается, что Царицын возник на одном из волжских островов. Наиболее вероятно, что это был современный остров Голодный, расположенный напротив впадения в Волгу речки Царицы. Этот остров, называвшийся в те времена Царицыным островом («сары чин» – «желтый песок»), и дал название городу. Царица, в свою очередь, – это русское восприятие татарского названия «сары су», что значит «желтая вода».

В начале XVII в. крепость была перенесена на крутой правый берег Волги. По описанию голштинского посла Адама Олеария мы знаем, как выглядел наш город в середине XVII в. В Царицынской крепости тогда жили и несли гарнизонную службу в основном стрельцы, которых по словам А. Олеария, было 400 человек. Стрельцы носили форму, состоящую из цветного кафтана и шапки с меховым околышем. Вооружались стрельцы пищалями и бердышами. Гарнизон нес сторожевую службу, занимался ловлей разбойников, сопровождением торговых и посольских судов и предупреждением нападений кочевников. Жалованье выплачивалось деньгами и хлебом. Оборонительное значение Царицына сохранялось до конца XVIII в.

Особая группа людей, переселявшихся в поисках лучшей доли на Нижнюю Волгу и Дон, положила начало процессу формирования казачества. Казаки, жившие в верхнем течении Дона, получили название верховых, а в нижнем – низовых. Поселения казаков в XVII – XVIII назывались городками. В своих поселениях казаки нередко ставили памятные плиты, рассказывающие о героических деяниях предков. По многочисленным рекам казаки ходили на специальных лодках – долбленках. Названы по способу изготовления, т.к. выдалбливались или выжигались из цельного ствола дерева.

Казаки вели вольный образ жизни, все основные вопросы решали на общих собраниях – кругах. Поэтому они были недовольны попытками государства поставить казачество под свой контроль, заставить нести постоянную военную службу. Казаки стали инициаторами многих народных восстаний XVII – XVIII вв. В XVII в. атаманом донских казаков был известный Степан Разин. Свои «прелестные грамоты» С. Разин рассылал из Царицына, призывая присоединиться к восстанию.

В петровскую эпоху произошло новое выступление казачьей голытьбы под предводительством Кондратия Булавина. Оно было вызвано попыткой воспрепятствовать казакам принимать беглых крепостных крестьян. 7 июня 1708 г. восставшие осадили Царицынскую крепость, подожгли ее и взяли штурмом.

Крупнейшей крестьянской войной стало восстание под предводительством донского казака Емельяна Пугачева. Е.И. Пугачев – наш земляк, уроженец станицы Зимовейской. Помимо топоров, копий, кистеней и кремневых пистолетов, у восставших была своя артиллерия. Однако, все это не помогло Е.И. Пугачеву взять Царицын.

В экспозиции представлена копия портрета Е.И. Пугачева, написанная поверх другого портрета роскошно одетой дамы. Раньше считалось, что прижизненный портрет был написан поверх портрета Екатерины II и представлял собой элемент политической пропаганды Е.И. Пугачева в образе Петра III. Благодаря новым исследованиям было установлено, что портрет Е.И. Пугачева выполнен во второй половине XIX в. поверх портрета XVIII в., на котором изображена неизвестная дама (не Екатерина II).

В конце XVIII – XIX вв. часть территории нынешней Волгоградской области относилась к Саратовской губернии, другая к Области Войска Донского, третья – к Астраханской губернии, небольшая часть к Самарской губернии. На нашей территории проживали русские, украинцы, татары, армяне, немцы, калмыки, казахи, евреи и представители других национальностей.

Во второй половине XIX в., после великих реформ, ускоряется экономическое развитие нашего края. Реформа 1861 г. привела к увеличению посевных площадей. На полях выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овес. Крестьяне занимались и кустарными промыслами – среди них были печники, сапожники, плотники, чумаки, рыболовы. В лесных уездах Саратовской губернии изготовлялась деревянная утварь. Представлены деревянные тарелки – блинницы, скалки с орнаментом для приготовления пряников. Изготовлением глиняной посуды славились умельцы из Букановской, Кумылженской, Усть-Медведицкой станиц. Были распространены плетение (лапти, корзины), вязание, прядение. Прялка была в каждой семье, прясть должна была уметь каждая девушка, начинавшая изготовлять себе приданое с 6 – 8 лет. Приданое могло включать в себя рушники, подзоры, полотенца, вышивки и т.п. Хранилось приданое в сундуках. Считалось, чем больше сундук, тем обеспеченнее будущая невеста.

В каждой избе стоял самовар, его уважительно называли «посудным царем». Стоил самовар дорого – в конце XIX в. его стоимость равнялась трем рублям (на пять рублей уже можно было купить корову). Несмотря на это, самовар стал неотъемлемым элементов традиций русского чаепития.

Белье гладили при помощи рубеля и скалки. Мясо рубили в деревянных корытах.

Основой праздничного костюма русской крестьянки была рубаха с длинными рукавами. Поверх надевался сарафан, богато украшенный узорами. Красный сарафан считался свадебным нарядом. В качестве головного убора у женщин пользовался популярностью платок.


Грамота царя Феодора Иоанновича и рисунок А. Олеария


 Форма стрельца XVI - XVII вв, реплика


Форма стрельца XVI - XVII вв, фрагмент


Проект Волго-Донского канала. Из Атласа реки Дон К. Крюйса. 1703 г. Копия


Портрет С.Т. Разина. Копия с рисунка XVII в


Картина "Разин в Царицыне"


 Портрет Е.И. Пугачева. Копия картины XVIII -XIX вв

 


Комплекс промыслов нашего края.


Деревянная утварь XIX- начало XX вв


Крынка и поршни. XIX - начало XX вв


Крестьянский наряд. Вторая половина XIX - начало XX вв


 Казачья парочка. Вторая половина XIX - начало XX вв