Виртуальная экскурсия к выставке "Зодчие волжской земли" (к 85-летию регионального отделения Союза архитекторов)

 

Человек живет в постоянно изменяющемся мире, содержащем огромное количество различной информации. Меняется жизнь – меняется архитектура. На ее фоне разворачиваются все события человечества, проходит время, сменяются исторические эпохи, взгляды и ценности, актуальность форм и материалов, потребности и смыслы. Архитектура реализует познавательные, смысловые, эмоциональные потребности, говорит о прошлом и будущем, отражает определенные ценности.

Для Волгограда архитектура играет особенно важную роль. Наш город, еще Сталинград (1925 – 1961), стал местом, где начался коренной перелом во Второй мировой войне. Однако мало кто задумывается, а как так вышло, что город на Волге стал местом, от которого история победоносного нашествия гитлеровских войск повернула вспять и закончилась их разгромом в Берлине. Именно на этот вопрос может дать ответ сохранившаяся довоенная архитектура. И в рамках этого обзора стоит поблагодарить архитекторов, которые восстанавливали наш город.

В 1938 г. было образовано Сталинградское отделение Союза архитекторов СССР. История объединения многочисленных архитектурных групп и группировок в единый творческий союз берет отсчет от известного постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. Неочевидной причиной, по которой единый художественно - архитектурный союз был необходим, являлось то, что Сталинград, именуемый ранее Царицыном (1589 – 1925), уже ко времени своего предвоенного рассвета обладал неповторимым архитектурным обликом, сформированным еще в дореволюционную эпоху. 

Разнообразие внешнего царицынского облика города была связана с тем, что после отмены крепостного права и строительства железных дорог, соединявших Кавказ и центральную часть Российской империи, начал превращаться из провинциального города Саратовской губернии в крупный экономический и транспортный центр. Прибывающие сюда купцы и промышленники способствуют росту городского строительства, в результате чего в городе появляется множество зданий с неповторимым стилем.

Одним из самых известных построек дореволюционного Царицына, которое впоследствии будет восстановлено силами регионального отделения Союза архитекторов, является дом Шлыкова, в которым ныне располагается Казачий музыкально-драматический театр. История здания, особенно его ранние годы, весьма туманна, однако точно известно, что в 1910 году здесь располагалась 4 – я женская гимназия: «4 – я женская гимназия нуждается в расширении помещения. В виду этого приходится снимать для нее у домовладельца Шлыкова еще несколько комнат. Хотя плату Шлыков требует большую, но Дума соглашается на его условия, так как другого помещения за Царицей подыскать негде». Решение о передаче площади дома гимназии привело к тому, что оно было перестроено и расширено в сторону Княгининской улицы и приобрело монументальный вид, создав главный градостроительный акцент на углу улиц Дубовской и Княгининской. Привлекала к себе внимание угловая четырехугольная башня, украшенная куполом. В 1930 – х годах в доме Шлыкова размещались образовательные учреждения: Сталинградский индустриально – педагогический институт, затем Сталинградский государственный педагогический институт, в который позже вошел и Учительский институт.

После Сталинградской битвы дом Шлыкова (4 – я женская гимназия) восстанавливался для размещения в нем кинотеатра «Гвардеец». Авторы проекта, архитекторы В. Н. Симбирцев, Г. А. Россихин, Н. Оганян и В. А. Кубиков решали непростую задачу по проектированию кинозала на 650 мест, при этом здание уменьшилось по площадям.

Под руководством архитекторов, входивших в региональное отделение Союза архитекторов России, восстанавливалось украшающее до сих пор наш город здание гостиницы «Волгоград», на месте которой располагалась царицынская гостиница «Столичные номера». Одно из самых известных зданий, построено оно было в дореволюционные времена купцами Ворониными. Это был большой трехэтажный купеческий доходный дом, помещения в нем, в основном первые этажи, предназначались для сдачи в аренду коммерсантам города.  

Гостиница «Столичные номера» изначально именовалась домом Воронина. Она стала довольно быстро популярной, так как располагалась равноудаленно как от железнодорожного вокзала, так и речных пристаней. Для многочисленных гостей нашего города, стекавшихся сюда в поисках работы и богатства, это здание было идеальным выбором.

После революции 1917 года в здании размещались многочисленные учреждения - универмаг, магазины, общественные организации. В 1933 году произведена надстройка четвертым этажом по проекту архитектора Ф. Н. Дюженко. После Сталинградской битвы здание начали восстанавливать, используя сохранившиеся стены, но из – за слабых фундаментов их пришлось разобрать. Архитекторы А. В. Куровский и В. Д. Постоенко сделали новый проект гостиницы, которая стала называться «Сталинград», а затем «Волгоград». 

Однако не только с купеческими зданиями работали местные архитекторы. Так, в царицынских газетах в 1895 году сообщалось: «26 ноября состоялось празднование двадцатипятилетнего юбилея общественного клуба. Клуб был основан 22 ноября 1870 г. инженером Хлудневым, ротмистром Аполлоном Николаевичем Корбутовским, участковым мировым судьей Егором Поповым, инженером коллежским секретарем Зиловым, архитектором Максимилианом Арнольдом и п. п. г. Иваном Егоровичем Ворониным…». В 1898 году Общественное собрание решило построить свое собственное летнее помещение на берегу Волги, которые ныне принадлежит Музыкальному театру. Для возведения этого здания был начат сбор денег с членов клуба по принудительной подписке.  

Первоначально здание Собрания было деревянным, однако после пожара, произошедшего 7 сентября 1902 года, было принято решение возвести, новую, каменную постройку.  В состав помещений Общественного собрания входили: зал с ложами, балконом, галереей и партером, столовая, гостиная, фойе, карточная, библиотека, буфет, швейцарская, кухня в подвальном этаже (кушанья поднимались механическим лифтом).

Построено новое здание было 9 ноября 1903 года под руководством городского архитектора – техника Федора Ивановича Эрфурта. В своем проекте он использовал различные материалы, однако преобладают глиняный кирпич и дерево. Главный корпус был решен в царицынском кирпичном стиле конца XIX – начала XX века. Традиционные стрельчатые и арочные окна, горизонтальные тяги между первым и вторым этажами при неглубоком курдёнере в центральной части формировали эстетически выверенный стиль, а своеобразные круглые проемы верхних этажей придавали внешнему виду здания определенную оригинальность. Фасад со стороны Волги был затенен глубокой деревянной двухэтажной террасой с открытым верхним ярусом, с резным декором и колоннами.

После революции, в 1920 – х гг. здесь располагался клуб им. Воровского, а в 1930 – е гг. его серьезно перестроили под Дворец физкультуры и спорта.  В 1956 г. здание было вновь реконструировано, но уже под Театр музыкальной комедии. Проект выполняли архитекторы И. Е. Фиалко, В. С. Макаренко и Д. В. Ершова. Главная особенность – сдвоенные колонны – появились для укрепления прочности и устойчивости конструкции портала. силуэт сформирован треугольным фронтоном. Уникальным местом является первое ремесленное училище, которое было восстановлено после Сталинградской битвы и стало известным большинству волгоградцев как кинотеатр «Победа».

Открылось ремесленное училища 14 сентября 1896 года. Это стало событием для нашего города, к тому же ремесленное училище стало первым из 12 намеченных к открытию в России. Строительство здания было завершено в сентябре 1897 года.

Архитектура здания в целом напоминала традиционные царицынские постройки подобного класса, но отличались от соседних построек центрической композицией, классическими формами фасадов, хорошо продуманным декором из кирпичной кладки. Симметричный фасад с небольшим курдонёром по центру выполнен из глиняного кирпича со строгим геометрическим орнаментом несложной конфигурации. Левое и правое крыло главного фасада имели ступенчатые аттики.

После Сталинградской битвы училище было восстановлено по проекту архитекторов Е. И. Левитана и А. В. Дроздова как кинотеатр «Победа».  Здание состоит из трех блоков: центральной одноэтажной части, двухэтажной части со стороны главного входа и трехэтажной части для административных помещений.

По проекту Е. И. Левитана краснокирпичное «царицынское» здание было отделано в стилистике «классицизма»: оштукатурено и окрашено известковыми красками. Главный (юго-восточный) фасад здания в виде десятиколонного портика коринфского ордера с фронтоном обращен на ул. Коммунистическую. Боковые части главного фасада с простым ритмом окон украшают два балкона, поддерживаемые колоннами с капителями коринфского ордера. Каменные балконы с балюстрадой ограждений усиливают центричность композиции фасада. Под каждым из балконов, в стене устроена ниша арочного типа.

Колоннадой коринфского ордера решен и боковой (юго-западный) фасад, обращенный на ул. Краснознаменскую. Широкая расстановка колонн определялась размещением двухдверных проемов-выходов из зрительного зала. Над дверными перемычками располагаются фризы с четким геометрическим рисунком, поверх которого нависает карниз. Второй боковой (северо-восточный) фасад выходит на территорию городского сада. Его акцентом являлась колоннада с крыльцом полуциркульной формы, утраченная в процессе эксплуатации здания.

 

Макет здания 4 - й женской гимназии. Из фондов музея архитектуры Царицына - Сталинграда - Волгограда.

 

Макет здания Царицынского ремесленного училища. Из фондов музея архитектуры Царицына - Сталинграда - Волгограда

 

Макет здания Общественного собрания. Из фондов музея архитектуры Царицына - Сталинграда - Волгограда 

 

Макет здания гостиницы Столичные номера. Из фондов музея архитектуры Царицына - Сталинграда - Волгограда