Виртуальная экскурсия к выставке

«Как за Доном, за рекой…»

На экспозиции представлены документы, фотографии и этнографический материал, который знакомит с историей казачества на территории нашего края.Из 33 районов нынешней Волгоградской области 23 (некоторые полностью, некоторые частично) входили в Область Войска Донского. Территория нашего края включала  три округа – Второй Донской (столица – ст.Нижне-Чирская), Усть-Медведицкий (столица – ст.Усть-Медведицкая (ныне г.Серафимович), Хоперский (столица ст.Урюпинская). Первым официальным письменным источником о донских казаках, дошедшим до наших дней, является грамота царя Ивана Грозного от 3 января 1570 г. о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим".  Именно этот царский документ считается днем официального образования войска Донского. С этого времени донские казаки постоянно взаимодействуют с царской властью и православной церковью в Москве в деле защиты южных рубежей Руси как с единородной по языку, вере и быту. Становление культуры, складывание обычаев,  обрядов, появление праздников у донских казаков  определялось, в первую очередь, военным образом жизни.  В таких условиях формировался и креп казачий характер, не только позволивший оберегать Русь, но и завоевать для нее огромные территории на Кавказе, в Заволжье, в Сибири. На выставке отражены такие темы, как заселение края(показаны  археологические находки из городков Иловлинского района Старогригорьевский, Паньшин, Старый  Сиротин, Туйя - гвозди для деревянных строений, для подков, глиняные  горлышки от кувшинов, картечь, нож-косарь, пуговицы-гирьки 17 в.), участие казаков в войнах XIX – XX веков (Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813-1814 гг., русско-турецкие, крымская, русско-японская, I Мировая, гражданская). Интересны для показа подлинные жетоны памятные «Александр благословенный»,  медаль  «В память Отечественной войны 1812г.» 1814г.,  крест  «В память Отечественной войны 1812 года» 1814г., станки для литья пуль (пулелейки).

В 1800 г. началась длительная война России на Кавказе (по 1864 г.), в которой участвовали и казачьи полки. Особо прославился в войне с отрядами Шамиля донской генерал Я.П.Бакланов. Вслед за этой войной казаки участвуют в русско-турецкой войне 1877-1878 г. (шашка с ножнами), интерес представляют   насека   атамана как символ власти с надписью «Поселковый атаман В.Д. Кобылянской» XIX века (показывается впервые), подлинное  обмундирование казака XIX века – чекмень, медали. В 1904 г. Япония вероломно напала на Россию, атаковала и потопила ее дальневосточный флот. С Дона выехала на фронт с благословения императора Николая II 4-я Донская казачья дивизия.

Поражение в войне с Японией, революция 1905 г., беспорядки в России и участие в их пресечении донских казаков вызвали негативное отношение российской общественности к донцам. Но начавшаяся летом 1914 года  первая  мировая война ("Великая война") вновь проявила чудеса храбрости донских казаков. Показаны фото – проводы казаков на войну. Первым Георгиевским кавалером в первую мировую войну стал донской казак  Козьма Крючков родом из хутора Нижне-Калмыков  Усть-Хопёрской станицы Области Войска Донского. Козьма Крючков получил георгиевский крест 4-й степени  за уничтожение в бою на границе российского Царства Польского и Восточной Пруссии одиннадцати немцев. В ночь на 30 июля (12 августа) 1914 его разъезд в составе четырёх казаков (Астахова, Иванкова, Щеголькова) атаковал из засады пару германских кавалерийских дозоров. Лишь 3 германца сумели ускакать к своим, 11 были уничтожены лично Козьмой Крючковым, получившим при этом 16 колотых ран от пик и сабель врагов. Все донцы, участвовавшие с Крючковым в этом бою были также награждены Георгиевскими крестами.  Фотографии и письма   солдат и офицеров отражают события 1-ой мировой войны. Интересны для показа подлинные жетоны «В память великой войны. Император Николай  ІΙ» 1917 года и Георгиевские кресты 1-ой, 2-ой, 3-ой, 4-ой степени, холодное оружие. Также отражены быт и традиции  (интерьеры казачьей горницы, базов)- показан подлинный этнографический материал конца 19 – начала 20 вв. До развития земледелия казаки разводили скот, охотились, рыбачили (показаны интерьера двора). Земля была общая – казачья и владели ею сообща. В отсутствии мужа женщина вела хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, растила  детей. Хотя главой семьи всегда  считался отец, после его смерти все его права переходили к матери, даже если в доме жил старший сын с семьей. В такой большой семье каждый  делал свою работу под общим руководством матери. Жены часто помогали мужьям, а дети – родителям. Мужчины пахали, косили хлеб, женщины вязали его в снопы, а старики и дети молотили, малолетки стерегли скот и погоняли быков и лошадей при пахоте. Старшая невестка готовила на всех еду, средняя – убирала дом и следила за детьми, младшая – наводила порядок во дворе и на скотном базу, ухаживала за скотом и птицей. Когда  муж  дома, истинная казачка не будет делать мужскую работу, но в отсутствии его она и пашет, сеет, косит, молотит.

                  Все казаки, хотя и не были религиозными фанатиками, всегда отмечали православные праздники (показаны церковные предметы), а также Престольный день своей станицы. Обязательно отмечались - день Войска Донского 17 октября – день св. пророка Осии; общевойсковой праздник – день иконы Казанской Божией Матери – 4 ноября; день казачки или день Матери 21 ноября ст.ст. – 4 декабря по н.ст., выпадающий на праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы. День «Азовского сидения» 14 октября (ст.ст. 1 октября) день Покрова Пресвятой Богородицы – отмечался торжественными богослужениями. Также показан уникальный эксклюзивный материал наших казачьих святых – преподобной Арсении Усть-Медведицкой, священномученика Николая Попова, возрождение казачьей культуры.   В 1990 году получило начало движение за возрождение на нашей волгоградской земле донского казачества. Толчком к возрождению  послужило принятие закона РСФСР от 26 апреля 1991 года  «О реабилитации репрессированных народов». Представлен также материал наших известных государственных казачьих ансамблей - «Хопер», «Станица»,  «Казачья воля», «Казачий  курень» (теперь ансамбль российского казачества»).

 
Самовар-кухня. К. XVIII в. Российская империя.

Ядра пушечные. Нач. XIX в. Российская империя.

Пулелейка – станок для литья пуль. XIX в. Российская империя.


Казачья насека  с орнаментом и надписью "В.Д. ст. Кобылянская. Ромашкинский Поселковый Атаманъ". XIX в.


Чекмень - верхняя часть обмундирования донского казака.
к. XIX в. Российская империя.


Настенные часы с кукушкой казака М. Колесова. 2-ой Донской округ ОВД. 2 пол. XIX в.

Знак  отличия на головной убор "За отличие в сражении при Шейнове 28 декабря 1877 года"(Русско-турецкая война 1877-1878 гг.) XIX в. Российская империя.

Шашка. Нач. XX в. Российская империя.

Книга «Великая война в образах и картинах». Выпуск III. Издание 2-е. Под редакцией Л. М. Савёлова. Издание Д. Я. Маковского. Москва. 1916 г.


Знак нагрудный полковой школы прапорщиков. 1916 г. Российская империя.


Донской казак К. Крючков - первый Георгиевский кавалер в период Первой мировой войны. 1914 г. Российская империя.

Аптечка офицерская. 1914 – 1917 гг. Российская империя.

Несессер офицерский. 1914-1917 гг. Российская империя.


Интерьер казачьей горницы. К. XIX – нач. XX в. Российская империя.


Интерьер казачьей горницы. К. XIX – нач. XX в. Российская империя.


Интерьер казачьего дома. Красный угол в горнице. К. XIX – нач. XX в. Российская империя.


Свадебный наряд донской казачки. Нач. XX в. Российская империя.


Свадебный комплекс. К.XIX – нач. XX в. Российская   империя.


Бытовая утварь. К.XIX – нач. XX в. Российская   империя.


Интерьер казачьего подворья (базы). К.XIX – нач. XX в. Российская   империя.