Ранний железный век (VIII в. до н. э. – IV в. н. э.) – историческая эпоха, характеризующаяся в наших степях появлением производства орудий труда и оружия из железа, а также нового хозяйственного уклада – кочевого скотоводства (номадизма). В Нижнем Подонье в это время обитали ираноязычные  савроматские (VII – IV вв. до н.э.) и сарматские (IV в. до н. э. – IV в. н. э.) племена.

Археологические памятники, оставленные этими народами, представлены в основном захоронениями под курганными насыпями, в которых обычно находились мечи и кинжалы, наконечники стрел, иногда защитные доспехи, детали конской упряжи, фибулы и другие вещи, изготовленные из железа. Завершением этого периода в Нижнем Поволжье являются события конца IV в. н.э., связанные с вторжением в Европу гуннов, которое основательно изменило этническую ситуацию не только в Поволжье, но и на значительной части европейского континента. В степных районах Восточной Европы ведущую роль начинают играть новые народы, преимущественно тюркского происхождения. Эти же события положили начало новому периоду, именуемому Средневековьем.

Савроматская культура

Археологические памятники эпохи представлены только древними захоронениями под курганами. Савроматская культура является одним из звеньев в цепи культур степей Евразии с обычным для них вооружением, снаряжением коня и распространением памятников искусства, выполненных в традициях скифо-сибирского звериного стиля. Особенностью савроматской культуры являются погребения женщин-жриц, сопровождающиеся особым набором вещей (костяные туалетные ложечки, предметы вооружения и т.д.) Эти погребения подтверждают свидетельства древних авторов об особом положении женщины в обществе савроматов.

Сарматская культура

Первоначально сформировалась в Южном Приуралье в связи с проникновением в савроматскую среду пришельцев из соседних лесостепных и более восточных степных областей. В конце IV – начале III в. до н.э. распространяется в Нижнем  Поволжье и в III – II вв. до н.э. далее на запад. Начальный период развития сарматов характеризуется изменениями в погребальном обряде (по сравнению с савроматами), появлением новых форм вещей – мечи с серповидным навершием и дугообразным перекрестием, зеркала с валиком по краю. Памятники этого времени распространены от Приуралья до Днепра и связаны с движением сарматских племён – сираков, языгов и роксолан на запад. В первые века нашей эры сарматы (аланы) расселяются от Казахстана до Дуная и оказывают сильное влияние на северо-восточные окраины римского мира.