ЭНЕОЛИТ (от лат. aeneus – медный и греч. lithos – камень, дословно: меднокаменный) – период между неолитом и бронзовым веком, когда началось внедрение и использование медных изделий. Это привело к деградации кремнёвой индустрии, обеднению наборов каменных орудий. Археологические памятники периода энеолита на территории Волго-Донского междуречья и Заволжья крайне редки, вероятно, из-за преобладания здесь подвижных форм скотоводства. Они представлены небольшими поселениями (Репин хутор, Каменка, Кумыска и др.) и единичными курганными погребениями (могильник Шляховский, Весёлый IV и др.).

БРОНЗОВЫЙ ВЕК (IV – II тысячелетие до н. э.) – эпоха функционирования изделий из бронзы (сплав меди с оловом) представлена древнеямной, катакомбной и срубной культурно-историческими общностями.

Погребения древнеямной культуры совершались в больших прямоугольных или круглых ямах, костяк на спине с согнутыми в коленях ногами, часто окрашены охрой; инвентарь беден: круглодонные сосуды, каменные «скипетры», топоры, бронзовые ножи. По всей видимости, ямные племена были первыми скотоводами Нижней Волги. Меньшее значение имело земледелие, в основном, в поймах малых рек. Происхождение ямной культуры объясняется либо эволюцией населения Волго-Уральского междуречья при воздействии центров производящего хозяйства через Кавказ или Восточный Прикаспий, либо влиянием со стороны трипольской культуры.

В III тысячелетии до н.э., в эпоху среднего бронзового века ямная культура сменяется катакомбной, пришедшей с Северного Кавказа. Захоронения этой культуры (одиночные и коллективные) производились в погребальных камерах катакомб в скорченном положении на боку; в могилах встречаются охра и уголь в жаровнях и курильницах. Плоскодонная керамика отличается разнообразием форм, распространен шнуровой орнамент. Известны каменные и бронзовые топоры, молоточковидные булавки, ножи, украшения, каменные булавы. Катакомбные племена занимались скотоводством и земледелием. В результате интенсивных раскопок выявлено множество погребений на территории Волгоградской области и на Северном Кавказе, поселения изучены хуже.

Во второй четверти II тыс. до н.э. катакомбные племена в наших степях сменяют племена срубной культурно-исторической общности позднего бронзового века. Памятники срубной культуры (поселения, грунтовые и курганные могильники) распространены в степях от Днепра до Заволжья. Обряд захоронения предусматривал захоронения в ямах или деревянных срубах (отсюда название культуры), характерное положение покойника – скорченное, на левом боку, кисти рук перед лицом. Инвентарь однообразен, бытуют баночные и острореберные сосуды; среди бронзовых изделий выделяются ножи, топоры, позже – кельты, серпы, жатвенные ножи. Вопросы происхождения и датировки срубной культурно-исторической общности остаются дискуссионными. У носителей срубной культуры широкое развитие получили бронзолитейное производство, а также скотоводство и земледелие. На территории края известны многочисленные могильники (Ильевка, Первомайский, Писаревка, Нагавский и др.) и поселения (Донская стоянка, Пятиморская стоянка и др.).