Ко Всемирному дню театра.

Храм богини Мельпомены

Рассматривая старые почтовые открытки и фото с изображением уголков старого Царицына, его кирпичных и деревянных домов, административных зданий, улиц, площадей и мостовых, неухоженной волжской набережной с пристанями и дебаркадерами, невольно поражаешься какой-то невероятной небрежности, нелепой хаотичности как в планировке, так и в безликой архитектуре города, сделавших его серым, унылым, заштатным и глубоко провинциальным.

Даже бурный экономический рост и активное градостроительство конца 19 - начала 20 столетий не изменили наш город ни на йоту и лишь говорили о нежелании городских властей преобразить или хотя бы немного улучшить внешний облик уездного Царицына.
Часть состоятельных царицынских купцов, бывавших по торговым делам в больших столичных городах или за границей, предпринимали попытки привнести при проектировании своих домов, гостиниц, магазинов некоторые элементы архитектурных стилей позднего классицизма или модерна, но таких зданий в городе было единицы. Располагались они, как правило, в центральной части Царицына на многолюдных расцвеченных иллюминацией улицах или площадях.

Появлению в городе одного из таких интересных зданий посвящена эта статья.

При большом стечении народа 20 декабря 1915 г. в Царицыне был освящен и торжественно открыт Дом науки и искусств. Появление этого большого здания в провинциальном городе стало большим и важным событием. Многие горожане знали, сколько душевных усилий и финансовых вложений отдал этому Дому одним из влиятельных людей Царицына - общественный деятель, благотворитель и попечитель, ревнитель народного образования и далеко не равнодушный к изменениям жизни города к лучшему человек, Потомственный Почетный гражданин, купец 1 гильдии, Александр Александрович Репников.

Еще в 1913 году он и его жена Августа Константиновна (урожденная Воронина) сделали Городской Думе предложение - построить в городе здание Дома науки и искусств. Первоначальная стоимость здания по подсчетам инженера Васильева должна была составить 350 тыс. рублей. Зная, что денег в казне всегда нет, Репниковы внесли на его сооружение 50 тыс. рублей, Дума со своей стороны изыскала только 80 тыс. из 130 обещанных, добавив их к общей сумме, но денег явно не хватало. Чтобы долгожданная мечта обрела реальность, Репников обещал внести в банк на строительство Дома еще 50 тыс. рублей, но уже заимообразно.

И вот 2 июня 1913 г. на городской площади состоялась торжественная закладка Дома науки и искусств, на ней присутствовал весь цвет местной царицынской знати. После традиционного молебна Августа Константиновна заложила в котлован репер - металлическую памятную доску и лично подала 50 тыс. рублей на строительство будущего здания.

Его сооружение и выполнение элементов архитектурных скульптур и декора заняло три трудных года, а строительство, как и планировали, обошлось в 350 тыс. рублей. На почтовой открытке из фондов Волгоградского областного краеведческого музея изображено здание Дома науки и искусств, оно выполнено в проекте со всеми предполагаемыми в нем помещениями.

В газете «Искра» № 2 от 10 января 1916 года напечатано: «В Доме планировался городской театр со зрительным залом на 1000 человек, краеведческий музей, классы Императорского музыкального общества, городская библиотека и читальня, 4 аудитории, лекционный зал, художественные классы, склад учебных пособий и астрономическая станция».

Прошло более 100 лет, и на сохранившейся музейной фотографии мы видим главный момент - открытие Дома науки и искусств. На театральной сцене сидят те, кто вложил в его создание свой талант, знания и огромное желание наконец-то увидеть в своем городе очаг культуры: архитектор проекта Васильев, автор прекрасных лепных работ Кравчунас, Александр Александрович Репников, Константин Воронин и др. Все царицынские газеты пестрели заголовками об этом замечательном событии, подробно описывая элементы декора великолепного дворца: «Четыре массивные колонны поддерживают портал с лепным изображением лаврового венка. Высокая гранитная лестница ведет к парадному входу, а внизу, как бы охраняя его, застыли огромные белые львы. Две двери, справа и слева, ведут, по замыслу автора проекта, одна - в мир науки, другая – в мир искусств. По бокам фасада уставлены барельефные изображения. Фронтон украшают скульптуры греческих богов».

Помимо большого зрительного зала в новом храме Мельпомены был еще и малый зал. Интересной особенностью этого здания было и то, что оно имело боковой выход на Скорбященскую площадь (ныне Комсомольский сад), где также стояли гривастые львы, украшавшие ступени театра.

Для участников строительства Дома, его гостей и зрителей зачитывались поздравительные телеграммы, звучали торжественные речи, здравицы, а потом состоялся концерт, на котором выступили музыканты и участники знаменитого хора Ивана Перегудова, исполнившие русские и украинские народные песни, а любители драматического искусства своими силами поставили спектакль «Шутники» по пьесе А. Островского.
В зале, залитом электрическим освещением, все было красиво и торжественно, нескончаемые аплодисменты, крики «браво» звучали в этот вечер очень долго.

После революции новая власть была крайне несправедлива к одному из лучших людей Царицына, так много сделавшему для него. Александр Репников недолго проработал заведующим финансами в доме своей мечты, оставаясь человеком честным и очень порядочным, до конца дней своих не уронившим имя и достоинство купца первой гильдии из рода Репниковых, крепко и надежно стоявших на земле.

На современном здании театра еще в 50-х гг. ХХ века была установлена мемориальная доска, рассказывающая о работе в нем в первые годы советской власти Царицынского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В период гражданской войны в здании располагался госпиталь, работали городская публичная библиотека с читальным залом и местный краеведческий музей. Об этом рассказала нам старая фотография из фондов краеведческого музея.

В конце 20-х годов на его сцене ставились спектакли и играли актеры уже Сталинградского городского рабочего театра, ставшего до войны одним из любимых и часто посещаемых.
Во время боев за город здание практически полностью было разрушено, в 1952 г. восстановлено и реконструировано по проекту архитектора Н.П. Куренного, а

2 августа 1952 г., в день открытия Волго-Донского канала им. В.И. Ленина, на сцене Сталинградского драматического театра им. М. Горького состоялся первый спектакль.
О старом царицынском здании внутри театра сегодня нам напоминают два сохранившихся боковых фойе и гривастые львы, стоящие на ступеньках боковой лестницы, вновь достойно занявшие свои прежние места.

Современный фасад главного театра города украшают мощные колонны с гранитным основанием. Внутренняя планировка, оборудование и отделка театра почти полностью изменились. Зрительный зал сегодня вмещает около 700 человек, сцена оборудована новыми механизмами, вестибюль отделан искусственным мрамором темно-красного цвета, центральное фойе и зрительный зал - с художественной росписью. Красивая люстра, ложи бельэтажа, партер… в театре созданы все условия для удобства зрителей и его работников. Пусть зданию театра уже чуть больше 100 лет, но мы верим, что оно еще долгие годы сможет сохранить свою историю, звуки аплодисментов благодарных зрителей, прекрасную игру артистов театра и свое архитектурное великолепие.

Наше так быстро мчащееся время диктует театрам новые спектакли, поставленные по пьесам востребованных российских и зарубежных авторов, с яркими, оригинальными постановочными решениями, рассчитанные на нового интеллектуального зрителя. Есть вероятность, что наш театр переживет еще одно свое рождение, пусть новый ремонт только улучшит его, благодарный же зритель будет с нетерпением ждать звука театрального звонка, приглашающего его к началу премьеры спектакля.

Научный сотрудник ГБУК "ВОКМ" Н.Л. Одинокова

Фотографии из фондовой коллекции ГБУК "ВОКМ"