Это интересно!

Интерьер гостиной зажиточного царицынского купца,  жившего в Царицыне на рубеже XIX– XX вв., воссоздан в Волгоградском областном краеведческом музее.  Подлинные   музейные предметы, которые собрали воедино научные сотрудники музея, позволят посетителям представить обустройство купеческой комнаты, а также особенности повседневного быта жителей провинциального Царицына. Сотрудники музея подошли к своему делу со знанием и  душой.

Добро пожаловать в гости к царицынскому купцу!

Купеческие гостиные или залы имели свой отличительный стиль. Получив вольную, многие  бывшие крепостные смогли выбиться «в люди», сбить капитал,  завести свое дело, получить разряд  в купеческой гильдии и даже стать Почетным гражданином города. Поэтому как в домашнем укладе,  так  и в  интерьере  купеческого дома,  часто присутствуют предметы народного стиля. Но и влияние Запада на купеческий быт и  стиль  в интерьере было огромным. Часто путешествуя  и  закупая иностранные товары, купцы привозили с собой  понравившиеся вещи, одежду, обувь, предметы  домашнего обихода для себя. Купеческие дома в провинциальном Царицыне чаще всего были  кирпичными, двухэтажными, на нижних этажах обычно  размещались магазины с обязательным  наличием  холодного  или  теплого сухого погреба.

Полы в домах делались из дерева, но  некоторые домовладельцы для красоты нередко покрывали  их паркетом, но только в тех комнатах, куда приглашали гостей. Поэтому  в гостиной стелили ковры, чтобы показать достаток в доме, причем ковер занимал не всю комнату, а лишь ее центральную часть. Ковры были и в спальне хозяина и хозяйки, в других же комнатах полы прикрывались половиками.

Потолки всегда во всех домах были белыми. Стены либо красили, либо обшивали тканью,  в домах, построенных в начале ХХ в.,   уже клеили первые обои с ярким орнаментом.  Цвета для покраски стен выбирали спокойных тонов: голубой, беж или зеленоватый. Стены и потолок иногда украшали лепниной, но это было не обязательно, зато обязательным атрибутом в комнате была люстра,иногда очень большая, металлическая, с симметричным  расположением рожков и кронштейнов, убранная сверкающими хрустальными гирляндами. У нашего купца она изящная выполненная из хорошего, легкого  и дорогостоящего мейсеновского фарфора.

Мебель,  купленная для гостиной, чаще всего  была тяжелой, громоздкой, основательной.  Предпочтение делалось мебели,  покрытой лаком под дуб, орех или вишню. Наличие резьбы на шкафах, буфетах, настенных и напольных часах было в то время обязательным.

Шкаф – буфет   со сценами трофеев охоты, представленный в купеческом  интерьере нашего музея является  живым свидетелем той жизни, причем  обладает своей очень интересной и удивительной  историей.

Приветствовалось в комнате  и наличие большого зеркала с хорошим зеркальным полотном.  На стене, в левой половине  музейной гостиной, висит зеркало той же знаменитой  фарфоровой фабрики саксонского города Мейсен, что и люстра. Пролетевшие столетия оставили в нем отражения многих лиц, даже наших старейших сотрудников,  смотревшихся в него, но  самое главное — зеркальное полотно за эти годы   не утратило своей чистоты и так же блестит, как и много лет назад.

Центром купеческой гостиной был огромный стол, где за  трапезой собирались все члены  большой семьи и приглашенные гости. Стол был покрыт скатертью ручной вышивки,  либо с отделкой машинным кружевом или так называемым «белым шитьем» — шитьем белыми нитками по льняной ткани.  Если хозяйка  дома умела играть на фортепиано, то наличие музыкального  инструмента в гостиной было обязательным,  пианино также указывало на презентабельность и утонченный вкус хозяина. Окна специально распахивались настежь, ветерок  колыхал занавески, а на улицу лились чарующие звуки музыки…

В каждой гостиной комнате  купеческого дома  была печь. Ее украшали изразцами  либо плитками из цветной майолики. Так, в доме известных купцов Жемариных из Дубовки  до сих пор существует такая печь,  покрытая изразцами.

Помимо гостиной в купеческом доме  обязательно были детские комнаты, кабинет хозяина,  спальни, библиотеки, комнаты для прислуги, кухня, всевозможные кладовки и другие помещения, наличие в которых богатой мебели  не предусматривалось.

Для жителей Царицына существовало  множество магазинов, занимавшихся изготовлением и продажей мебели,  одним из известных  среди них был «Торговый дом Бр. Рысиных». В рекламных листках  и на страницах местных газет того времени они предлагали  покупателям «посуду из фаянса, фарфора, майолики, хрусталь, чайные, столовые, кофейные сервизы. Лампы: висячие, столовые висячие люстры, канделябры и торшеры».

Некто Козлов И.Г., занимавшийся  корзинно-бамбуковым  производством, изготавливал «бамбуковую  мебель, этажерки, ширмы, экраны, подставки для цветов с майоликой, мебель разн. фасонов – готическая, японская, турецкая».

У братьев Тонет можно было купить не только гостиную мебель, но и «будуарную, столовую, венскую, а также  английские кровати, матрацы, умывальники. Зеркала, золотые и серебряные вещи, часы, хозяйственные принадлежности, вещи для подарков, эмальпосуду, клеенки, самовары, иконы, киоты, церковную утварь, металлические венки и парчу».