Быт и традиции калмыков

Вплоть до начала XX века преобладающим типом жилища калмыцкого народа была кибитка (юрта монгольского образца), отвечавшая условиям передвижения скотоводов по пастбищам. Остов войлочной кибитки состоял из 6—12, иногда 16 складных решеток (терме), поставленных по кругу, на головки которых опирались деревянные длинные жерди (унины), вставлявшиеся заостренным концом в отверстие массивного дымового круга (харачи), сделанного из березы. Юрты быстро и легко разбирались и устанавливались, они были удобны для перевозки, будучи навьючены на верблюда или положены на телегу.  Буддизм ‑ одна из самых мирных религий мира. Исповедуя его, калмыки привыкли относиться к окружающим их людям с уважением. Чтобы зафиксировать свои жизненные принципы на бумаге, калмыки еще в 1640 году приняли «Степное уложение», в котором множество статей были посвящены самым незащищенным слоям населения: старикам, женщинам и детям. Однако законы ‑ далеко не единственный документ, с помощью которых мы можем судить о жизни этого уникального народа, ведь до наших дней дошел народный калмыцкий эпос ‑Джангар. В нем рассказывается о стране счастья и благоденствия, где все: и мужчины, и женщины одинаково счастливы.

Основу пищи калмыков конца XIX —начала XX вв. составляли молоко и мясо, из которых приготовляли разнообразные кушанья. При этом мясо могло быть ежедневно в рационе только у более зажиточной части населения. В пище основной массы калмыков преобладали молочные продукты: мясо входило в меню редко. В приволжских и прикаспийских улусах основными в пищевом рационе были рыбные блюда.

Большую роль в питании всего калмыцкого населения играл так называемый калмыцкий чай, который варили с молоком, маслом и солью, пили его с лепешкой. Он употреблялся ежедневно. Всех гостей без исключения, независимо от общественного, имущественного положения, пола, возраста и национальности, калмыки сначала угощали чаем и только потом — другой пищей. Этот обычай обнаружен у цайдамских монголов, во Внешней Монголии и в Бурятии.

Калмыки знали различные мясные блюда, но наиболее распространенным был мясной бульон (шолюн) без приправы. Только с середины XIX в. под влиянием русского населения к супам  стали прибавлять небольшое количество картофеля, а также лук и капусту. В дальнейшем картофель, лук, капуста, помидоры и другие овощи постепенно вводились в меню.

Повседневную пищу калмыков составляли молоко и изготовленные из него продукты. Из коровьего молока получали сметану, сливки, масло. Значительная доля молока использовалась для приготовления чигяна-кислого молочного напитка.  Кумыс, приготовлявшийся из кобыльего молока, не играл какой-либо существенной роли в питании большинства населения. Некоторые семьи изготовляли кумыс в лечебных целях. Лечили им больных туберкулезом легких или детей, страдающих бронхиальными и желудочными заболеваниями. Кумыс употреблялся лишь в богатых и знатных семьях, особенно буддийскими монахами и гелюнгами ламаистских хурулов, которые содержали для его приготовления целый штат батраков.

Самым распространенным   музыкальным инструментом была домбра (домбр), представлявшая собой двухструнный щипковый инструмент. Нередко встречалась своеобразная свирель (хуленбюшкюр), изготовлявшаяся почти во всех улусах из стебля камыша. Иногда камыш вставлялся в рог, как это наблюдалось у кумских и терских калмыков.

Научный сотрудник Н.А. Ерохина