Думается, что такого экспоната нет ни в одном российском музее, кроме столичных. Портновский манекен к.XIXв., 48-го размера (о чем свидетельствует металлический кружок с этой цифрой, прикрепленный на уровне шеи). Глядя на силуэт манекена, сразу представляешь даму (именно, даму) в платье, комбинированном из переливающейся двумя цветами тафты. Верхняя часть платья – полонез из фая – состоит из лифа и юбки на шелковой подкладке. Удлиненный лиф полонеза застегнут спереди до талии, отделан гофрированной фаевой оборкой. Ниже застежки из-под лифа виден подшитый жилет, расшитый шнурком и стеклярусом… Или купчиху в платье из тонкой шерстяной или плотной шелковой материи и легкого шелка. Лиф заканчивается сзади на линии талии, отделан четырехугольным фишю из кружева. Спинка с тремя швами, застежка скрытая, вырез треугольный. Длинные рукава закончены гофрированной оборкой из шелка и атласного банта… Большое внимание уделялось белью. Его отделывали кружевами и вышивкой. Домашней одеждой служили капоты и пеньюары. В моде ткани мягких, часто переливчатых тонов, в основном, шелковые. Украшениями служили вышивка, сутаж, кружева, блестки. Обувь была на каблуке – и туфли, и сапожки на шнуровке, и высокие боты. В моде преобладала высокая прическа с шиньоном различной формы на темени и валиками над лицом. Шляпы носили с большими полями, украшенные лентами, перьями, вуалью. Дополнениями к костюму служили длинные бусы, цепочки, веера из перьев, лорнет, боа, перчатки, маленькая сумочка на длинном шнурке, летом – кружевной зонтик. Ах, мода, мода! Кто бы мог подумать, что представить все эти модные тенденции уже позапрошлого века, можно только взглянув на манекен! А ведь привезли мы его в 1994г. из г.Дубовки. Собирали материал к выставке по промыслам, приехали в Кушнаревой Марии Ивановне (тогда ей было за 90), муж у нее был кузнецом. В доме чистота, старинная мебель, кузнецовская посуда. Разговорились и выяснилось, что муж-то был кузнец, а она – портниха. Обшивала всех дубовских модниц, а на чердаке сохранился даже манекен. Когда мы увидели этот предмет – ахнули. Дело в том, что при построении выставок всю одежду к.XIXв. можно надеть только на этот манекен. Как от него веет стариной модой! Ведь Дубовка процветала в XIX веке, когда Царицын был деревушкой с населением в 7 тыс.человек. А мода всегда интересна и занимательна, в каком бы веке о ней не говорили.

 Текст: Талдыкина И.В. заведующая отделом научно-экспозиционной работы Волгоградского областного краеведческого музея.