21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. 


Откуда и когда к нам пришел этот праздник? В I веке первым афинским епископом Дионисием было написано сочинение “О небесной иерархии», которое и послужило основой для учреждения этого праздника. Дионисий разделил ангельский мир на девять чинов, которые сгруппировал в три лика. Первый лик – это Серафимы, Херувимы и Престолы, которые ведают богопознанием и божьим правосудием. Второй лик – Господства, Силы и Власти – они наставляют поставленных от Бога на земле мудрому управлению, а людям дают  духовную крепость и мужество. Третий лик – это  Начала, Архангелы и Ангелы. Начала повелевают Ангелами, направляя их к исполнению божественной воли, а также учат начальствующих  справедливо исполнять свои обязанности не ради личной славы, а ради чести Божией  и пользы ближних. Архангелы несут людям благие вести, открывают тайны пророчества и разумение воли Божией, озаряют  ум людей светом Христова учения. А Ангелы подвигают людей к добродетельной жизни, удерживают их от греховных помыслов и всегда готовы помочь в беде и несчастье каждому, кто этого пожелает.

И над всеми девятью чинами главенствуют Архистратиг Михаил, осуществляет на земле волю Божию и препятствует проискам дьявола. Поэтому и изображается он в воинственном виде, с копьем или пламенным мечем в руке, имея под ногами дракона (то есть духа злобы). Белая хоругвь, украшающая верх его копья, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному.

По церковному преданию Архангел Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. С древних времен он прославлен своими чудесами на Руси. Не раз он спасал наше Отечество со своим Небесным воинством. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или предела, посвященному Архангелу Михаилу. У нас в Области  войска Донского он почитался необычайно, как покровитель воинства. Считалось, что только призови Архистратига Михаила для помощи, он тут же пришлет кого-нибудь из своих Сил бесплотных.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных было установлено в IV веке решением поместного Лаодикийского собора. В этот день поминают также архангелов Гавриила – провозвестника и служителя божественного всемогущества; Рафаила – целителя человеческих недугов; Уриила (он же Иеремиил) -  просветителя умов людей откровением истин, для них же полезных; Селафиила – верховного служителя молитвы; Иегудиила – того, кто поощряет наградою благ вечных и защищает именем Святыя Троицы и силою Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию;  Варахиила – ангела благословений Божиих.

В народе этот праздник называют «Михайлов день». В этот день наблюдали: «Коли на Михайлов день иней – ожидай больших снегов, а коли с утра туман – ростепели быть». Утверждали: «С Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет». Но уже после «зима морозы кует». И стужи надо ждать со дня на день.

Михайлов день испокон веков весело праздновали и селяне, и горожане. В обычае было и самим в гостях побывать, и у себя гостей принять. Крестьяне угощались своим пивом, пирогами из нового хлеба, свежим медом. И жаренья и паренья было вдоволь, неделю еще гуляли. Оставалась всего одна неделя до долгого Филипповского поста.

Имя «Михаил» означает  «Кто как Бог». По значению слова Михаил есть ангел, обладающий необыкновенной, беспримерной духовной силой.

В этот день мы поздравляем  всех именинников – Михаилов, желаем им быть похожими на своего сильного и благодатного  покровителя!



   Величаем вас, Архангелы, Ангели, Начала, Власти, Престоли, Господствия, Силы и Херувимы, и страшныя Серафими, прославляющие Господа!

 

Текст подготовила зав.отделом Талдыкина И.В.